Бизнес
Бесплатный
Дэвид Кроу
Статья опубликована в № 4144 от 23.08.2016 под заголовком: Дженерики не помеха

Дженерики не мешают фармацевтам зарабатывать миллиарды

Компании находят способы защититься после окончания действия патентов на лекарства

Крупные фармацевтические компании систематически подвергаются критике за слишком высокие цены на лекарства. Корпорации оправдываются тем, что им необходимо компенсировать расходы на разработку, испытания и вывод нового лекарства на рынок. По данным Tufts Center for the Study of Drug Development, этот процесс может занимать до 10 лет и обходится компании в среднем в $2,6 млрд за каждый препарат. Кроме того, по истечении срока патентной защиты — обычно примерно через 10 лет после запуска — на рынке массово появляются дешевые дженерики, что обрушивает цену и на оригинальный препарат.

Тем не менее исследование Financial Times выявило, что фармкорпорации продолжают зарабатывать миллиарды на своих лекарственных брендах и после окончания срока патентной защиты, а маркетинговые кампании, направленные на то, чтобы заставить потребителей выбрать оригинальный препарат, а не дженерик, порой заходят слишком далеко.

Так, подразделение Pfizer, занимающееся продажей на рынке США препаратов, срок патентов на которые истек, за первое полугодие 2016 г. получило выручку почти $2 млрд. Одним из таких препаратов Pfizer является Lipitor — средство, снижающее уровень холестерина и риск инфарктов. 20 мг этого препарата в США стоят $10, такая же доза дженерика — примерно $0,06. Eli Lilly в первом полугодии заработала $35 млн на продажах в США антидепрессанта Prozac, созданного компанией еще в 1987 г. Дженерики этого препарата существуют на рынке уже 15 лет. Компания Allergan продает свою версию этого препарата под брендом Sarafem. От дженерика флуоксетина Sarafem отличается только цветом таблеток и дизайном упаковки, тем не менее 20 мг Sarafem стоят в США $16, та же доза флуоксетина — $0,03.

Теоретически патент защищает производителя нового лекарства от конкуренции в США на протяжении пяти-семи лет после вывода препарата на рынок. На практике же этот срок гораздо больше. Многие корпорации вносят в формулу препарата незначительные изменения и обновляют патент на него, другие финансово поощряют производителей дженериков подольше не выводить на рынок дешевые аналоги. После того как заменитель все же появляется на рынке, фармкомпании часто меняют тактику и стремятся убедить пациентов, врачей и фармацевтов не отказываться от оригинального препарата.

Попытки корпорации AstraZeneca добиться запрета выхода на рынок дешевых аналогов своего препарата Crestor через регуляторов или суды не увенчались успехом, и компания недавно запустила интернет-сайт, призывающий пациентов не отказываться от оригинального препарата в пользу дженериков. Это было бы незаконно в большинстве развитых стран, кроме Новой Зеландии и США, где закон не запрещает производителям лекарств обращаться напрямую к потребителям. «За последние 12 лет миллионы людей, таких же, как вы, значительно снизили свой уровень холестерина с помощью Crestor. Но не все лекарства, включая дженерики, действуют одинаково хорошо», - написано на сайте. Кроме того, на сайте есть призыв к пациентам требовать в аптеках именно Crestor, а не аналоги.

Доктор Питер Бах из нью-йоркской клиники Memorial Sloan Kettering был возмущен, узнав о существовании такого сайта. «Они ведь обращаются к людям, расстроенным состоянием своего здоровья, и они целенаправленно пытаются подорвать веру пациента в его врача и фармацевта. Это отказ от основополагающего принципа лечения - не говорить пациентам того, что их пугает, и уж тем более того, что не соответствует действительности», - говорит Бах.

«На рынке США появился аналог - розувастатин, и у пациентов есть возможность выбора. Тем не менее мы знаем, что многие предпочитают именно оригинальные лекарства», - заявил представитель AstraZeneca.

Дженерики содержат то же действующее вещество, что и оригинальный препарат, но не являются его абсолютной копией - отличаться могут красители, связующие вещества, форма выпуска и дозировка. Эти изменения могут повлиять на эффективность препарата, считают некоторые врачи. Были примеры и того, как регуляторы запрещали продажу дженериков, действие которых оказывалось не таким, как у оригинального лекарства.

При наличии дешевого заменителя препарата в Великобритании врачи должны указывать в рецепте именно его наименование. В большинстве других европейских стран самый дешевый имеющийся аналог пациенту по умолчанию выдадут в аптеке. В США же право выбора принадлежит врачам, указывает доктор Сидни Вольф, терапевт и сооснователь Public Citizen’s Health Research Group. «Некоторые верят, что между дженериками и оригинальными препаратами есть разница. Но они заблуждаются», - говорит Вольф.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать