РЖД грозит крупнейший в истории штраф за ущерб природе

Правоохранительные органы подозревают, что монополия загрязнила водоем, связанный с притоком реки Клязьмы
РЖД могла нанести ущерб природе Подмосковья на 27 млрд руб./ А. Астахова/ Ведомости

Предприятия железнодорожного транспорта» нанесли природе Подмосковья ущерб более чем на 27 млрд руб., возбуждено уголовное дело, сообщила в пятницу Московская межрегиональная транспортная прокуратура. В полосе отвода железнодорожной станции Орехово-Зуево Московской железной дороги загрязнено не менее 2 га – территория завалена деревянными шпалами, в водоем сливаются нефтепродукты, говорится в пресс-релизе.

Нарушения обнаружила Восточная транспортная прокуратура во время проверки. Материалы проверки она отправила в Восточный следственный отдел на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета. Расследование уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 Уголовного кодекса (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды), – на контроле прокуратуры. Наказание по этой статье – штраф от 100 000 до 300 000 руб., принудительные работы или лишение свободы. К ответственности может быть привлечен руководитель компании, если только сотрудники сами не приняли решение о действиях, которые привели к загрязнению, говорит партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алина Топорнина

Что случилось

Котельная структурного подразделения РЖД сливала в безымянный пруд стоки, преимущественно состоящие из отработанного топлива, а также жидкость после обмывки подвижных составов. Прибывший на осмотр главный инженер дирекции тепловодоснабжения РЖД отказался давать пояснения и ставить подпись в протоколе осмотра земельного участка, сообщало министерство экологии.

Межведомственную проверку вместе с прокуратурой проводили специалисты министерства экологии и природопользования Московской области в начале июля, сообщало ведомство (см. врез). Из-за действий РЖД пострадало болото площадью более 17 000 кв. м, связанное каналом с притоком реки Клязьмы (бассейн реки Оки), уточняет теперь Следственный комитет. Берег болота усыпан строительными отходами, в том числе шпалами, резинотехническими изделиями, говорится в пресс-релизе. Содержание нефтепродуктов в пробах воды превышает норматив в 2050 – 19,85 млн раз, говорится в пресс-релизе следственного управления. Восточная транспортная прокуратура готовится подать иск к РЖД с требованием возместить нанесенный ущерб и устранить последствия загрязнения территории.

Информация о планирующемся иске «искажает факты, которые были установлены в ходе проведения независимых экспертиз и расследования инцидента», сообщил представитель РЖД. Болото, о котором идет речь, по законодательству не является водным объектом, что подтверждают заключения независимых экспертных организаций, включая Государственный гидрологический институт, говорится в разъяснении РЖД. Болото – искусственные «скопления вод», они появились при сооружении насыпной платформы депо Орехово, утверждает представитель. Делать вывод о причинении вреда и размере ущерба преждевременно, подчеркивает представитель монополии.

Прокуратура не пояснила, как определялась сумма ущерба – 27 млрд руб. Для сравнения: чистая прибыль РЖД по МСФО в первом полугодии – 45 млрд руб. Сумма ущерба беспрецедентно высока для России, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В 2015 г. крупнейший ущерб окружающей среде от разлива нефти под Нефтеюганском Росприроднадзор оценил в 270 млн руб. За весь прошлый год ведомство предъявило к возмещению более 7 млрд руб. ущерба. Представитель Росприроднадзора переадресовал вопросы «Ведомостей» в министерство экологии и природопользования Московской области. В пятницу вечером телефоны представителей министерства, прокуратуры и следственных органов не отвечали. Представитель Минприроды отказался от комментариев.

Сумма ущерба неокончательная, убеждена Топорнина. Прокуратура всегда предъявляет максимальный ущерб, но размеры компенсаций регулярно пересматриваются в суде, подчеркивает Топорнина.