Статья опубликована в № 4178 от 10.10.2016 под заголовком: РЖД поделится локомотивами

РЖД готова к либерализации рынка локомотивной тяги

Но предлагает начинать реформу не раньше чем через пять лет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Бывший президент РЖД Владимир Якунин был категорически против предоставления операторам подвижного состава еще и права эксплуатировать локомотивы на путях общего пользования. Сейчас их предоставляет только РЖД. Якунин уверял, что либерализация локомотивной тяги приведет к тому, что частные перевозчики заберут себе высокодоходные грузы и выгодные направления, а РЖД останется все остальное. Частный бизнес просил дать ему доступ к управлению локомотивами. Игра стоит свеч. По оценке Института исследования проблем железнодорожного транспорта, в 2015 г. доходы РЖД от локомотивной тяги составили 207 млрд руб., в первом полугодии 2016 г. – 107 млрд руб.

Новый менеджмент госкомпании во главе с ее президентом Олегом Белозеровым готов пойти на уступки частному бизнесу. В направленных в Минэкономразвития поправках к целевой модели рынка грузовых перевозок («Ведомости» ознакомились с документом) РЖД предлагает выделить перевозочный (локомотивы) и инфраструктурный (пути следования и вокзалы) бизнесы в отдельные единицы. А через пять лет рассмотреть возможность вывести первый в дочернюю структуру и присоединить к ней оператора железнодорожных вагонов, т. е. Федеральную грузовую компанию.

При этом РЖД допускает даже продажу миноритарного пакета в получившейся компании. Но считает, что для этого надо выполнить ряд условий. В частности, разработать систему ценообразования отдельно для инфраструктурной и перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте. Необходимо также определиться с моделью перевозочной деятельности – монополия или рынок.

Предложение РЖД – альтернатива прошлогодней идее Минэкономразвития. Министерство предлагало создать отдельные анклавы на сети, в которых все перевозки отдать частным компаниям. Чиновники тогда объясняли, что хотят посмотреть, как частники могут организовать такую деятельность.

РЖД же предлагает вернуться к экспериментам только после 2021 г. А пока она намерена арендовать у операторов имеющиеся у них локомотивы. Так, у Globaltrans есть 75 тепловозов, у «Нефтетранссервиса» – 54 тепловоза, у «Трансойла» – 36 тепловозов и 3 электровоза.

Торопиться с либерализацией локомотивной тяги не нужно, соглашается с РЖД гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Для этого ничего не готово – ни законодательство, ни инфраструктура, нет и полноценной модели реализации проекта. Отсрочка либерализации закроет окно возможностей для крупных промышленных холдингов, в том числе и с собственными корпоративными операторами, по переводу внутрикорпоративной логистики на собственную локомотивную тягу. Но в случае неграмотного широкомасштабного эксперимента пострадавших будет намного больше, полагает Иванкин.

РЖД фактически предлагает отказаться от либерализации локомотивной тяги, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ведь в своих предложениях компания допускает возможность реализации даже «пилотных проектов» по созданию локальных перевозчиков не ранее чем через пять лет и только при условии «недостаточного повышения эффективности железнодорожной отрасли». Между тем привлечение частного капитала могло бы решить вопрос износа локомотивного парка. А с учетом дополнительных ограничений и условий, которые накладывает РЖД на возможность либерализации рынка тяги, можно утверждать, что рынок магистральных локомотивов для операторов окажется закрыт не на 5–7 лет, а навсегда. Не исключен вариант, при котором РЖД будет оказывать давление на частных операторов, с тем чтобы они передали все свои локомотивы в аренду РЖД, опасается Бурмистров.

Представители РЖД и Федеральной антимонопольной службы отказались от комментариев. Представитель Минэкономразвития ответил, что замечания РЖД получены и прорабатываются.

Минэкономразвития не против обособления внутри РЖД разных видов деятельности, говорит близкий к министерству человек. Но чиновники не поддержат не то что приватизацию объединенной локомотивно-вагонной компании, но даже создание такой структуры, уверяет он. К тому же Минэкономразвития продолжает настаивать на необходимости проведения локального эксперимента с частными локомотивами.

Сотрудник одной из крупных компаний-операторов видит в объединении локомотивного и вагонного парков РЖД, наоборот, риск усиления позиций госкомпании. Ведь создание такой «дочки» приведет к оттоку грузовой базы от частников при полной разбалансировке операторского рынка, указывает собеседник «Ведомостей».

Представители Globaltrans и «Трансойла» говорят, что идея РЖД об аренде частных локомотивов достойна обсуждения и при определенных условиях может представлять интерес для операторов.

Представители крупных грузоотправителей – НЛМК, ММК, Evraz, «Северстали», «Фосагро», «Мечела», UC Rusal – в воскресенье не ответили на запрос «Ведомостей».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Читать ещё
Preloader more