Сеть «Метрика» закрыла магазины

Рынок стройматериалов падает второй год подряд
Пик развития «Метрики» пришелся на 2014 г./ Евгений Егоров/ Ведомости

В этом году сеть строительных гипермаркетов «Метрика» закрыла все петербургские магазины. В августе основатель сети Евгений Лебедев продал управляющую компанию «Корпорация СБР», у которой оставалось три гипермаркета, Денису Избрехту (80%) и Алексею Каверину (20%). Стоимость сделки не превысила 1 млрд руб., оценивал тогда гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В сделку кроме трех магазинов вошли также земельные участки и другая недвижимость, в том числе бизнес-центр «Формида».

«Метрика» – одна из старейших петербургских DIY-сетей, основанная в начале 2000-х. На пике развития в 2014 г. она включала более 100 магазинов в 70 городах на Северо-Западе, в Центральном и Приволжском федеральных округах. Infoline оценивало ее оборот за 2014 г. в размере около 15 млрд руб. Сеть занимала пятое место среди федеральных ритейлеров DIY, уступая Leroy Merlin, OBI, Castorama, «Максидому».

Кризис и падение спроса заставили владельцев «Метрики» сокращать сеть. В итоге выручка в 2015 г. упала до 6 млрд руб., а в 2016 г. уже не превысила 1,5 млрд руб., рассказывает Бурмистров. В операционной компании «Метрики» ООО «СБР маркет» введено конкурсное производство. В реестр кредиторов включены требования на 2,3 млрд руб., следует из картотеки дел.

Лебедев вел переговоры об объединении с «Юлмартом», но они не увенчались успехом. Сказались два фактора: перегруженность «Юлмарта» своими проектами и недостаток финансирования на реконцепцию «Метрики», объяснял весной этого года совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин.

После ухода «Метрики» произошло перераспределение продаж и покупательских потоков в пользу более эффективных ритейлеров, особенно в крупных форматах, объясняет Бурмистров. Основные бенефициары ухода «Метрики» – ритейлеры «Петрович», «Максидом», Leroy Merlin, финская «К-раута» в Петербурге и ТД «Вимос» в Ленобласти, считает он.

DIY-рынок Петербурга самый насыщенный в России, уход одного из игроков привел к некоторому перераспределению сил на рынке, говорит гендиректор «К-рауты» Артем Тараев. Бывшие покупатели «Метрики» перераспределились по другим магазинам DIY, замечает член совета директоров «Максидома» Мария Евневич. По ее словам, это оказало положительный эффект на продажи в «Максидоме», но большее значение имела общая стабилизация экономической ситуации и курса валют. Гендиректор СТД «Петрович» Евгений Мовчан согласен, что покупатели из закрывающихся сетей переходят к другим ритейлерам. Жители разных районов города привыкли посещать магазины строительно-отделочных товаров, расположенные недалеко от их дома, говорит Тараев. Ассортимент «К-рауты» и покупательская аудитория несколько отличаются от покупателей «Метрики», но, к примеру, на юге города один из магазинов «К-рауты» расположен вблизи двух закрывшихся гипермаркетов «Метрики», часть их покупателей перешла к нам и к другим игрокам, добавляет Тараев.

DIY-рынок демонстрирует отрицательную динамику второй год подряд, в первом полугодии 2016 г. падение составило 12%, напоминает Мовчан. На падающем рынке идет консолидация, рост доли крупных и успешных игроков за счет ухода с рынка более слабых, в числе которых оказалась «Метрика», добавляет он. Появилось больше возможностей для развития бизнеса и открытия новых магазинов, говорит Тараев.