«Магнит» откроет особенно много «магазинов у дома» в 2017 году

Сеть намерена обновить дизайн почти трети торговых точек. Еще нужно и изменение ассортимента, уверены аналитики
Сейчас «Магнит» управляет 14 000 точек/ А. Гордеев/ Ведомости

Розничная сеть «Магнит» сообщила, что ускорит рост: в 2017 г. она откроет не менее 2740 магазинов в России, из них минимум 1700 – «у дома».

В 2016 г. «Магнит» уступил лидерство в продовольственной рознице X5 Retail Group. Выручка «Магнита» (без косметики) в 2016 г. составила 1 трлн руб., а X5 – 1,026 трлн.

В 2016 г. сеть «Магнит» выросла на 1970 магазинов (927 – «у дома»), в 2015 г. – на 2378. Сейчас «Магнит» управляет 14 000 точек.

Топ-менеджмент «Магнита» объяснил на телеконференции с инвесторами и аналитиками, что рост сети замедлился, так как 2016 год ушел на совершенствование и пересмотр технологий продаж, чтобы открывать хоть и меньше торговых точек, но более рентабельных. «Мы могли бы в 2016 г. открыть и 2000, и 3000 магазинов, но в конце 2015 г. почувствовали, что надо переосмыслить фундаментальные вещи, и решили взять паузу и оценить, что мы делаем», – объяснил гендиректор и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий. По его словам, 1700 «магазинов у дома» – минимум: «Но вы всегда должны знать: первое место – это не для нас, мы за прибыль, мы за деньги, мы за эффективный бизнес».

Смена поколения менеджеров

«С лета я начал формировать новую менеджерскую команду, потому что я увидел, что пришло время смены поколений», – заявил Галицкий. По его словам, компания поменяла 10 топ-менеджеров и около 20 менеджеров второго уровня. «Учитывая, что это уже третья смена поколений у нас, я могу сравнивать, и мне кажется, что по потенциалу у нас сейчас самая сильная команда», – считает руководитель сети.

«Магнит» сообщил, что чистая прибыль в IV квартале, по неаудированным данным МСФО, сократилась по сравнению с IV кварталом 2015 г. на 15% и составила 13,44 млрд руб. (консенсус-прогноз «Интерфакса» – 14,9 млрд). Квартальная EBITDA «Магнита» снизилась на 4,7% и составила 27,5 млрд руб. (консенсус – 28,56 млрд). Рентабельность EBITDA – 9,66%, в 2015 г. была 11,09% (консенсус – 10,08%).

На снижении валовой рентабельности в IV квартале сказалась агрессивная ценовая политика «Магнита», считает Мария Колбина из «ВТБ капитала», а также снижение наценки.

Помимо ускорения роста в 2017 г. утверждена программа обновления внешнего вида «магазинов у дома», рассказал Галицкий: около 2000 магазинов (прежний план – 400–500 точек). К концу 2017 г. обновлено будет около 32% магазинов у дома – с учетом обновленных в 2016 г.

По словам Галицкого, новая модель тестируется с сентября, продажи в обновленных точках растут минимум на 12%, если конкуренты не открылись рядом. «Мы знаем, что у нашего конкурента [доля обновленных магазинов] уже 94%. Тем лучше фундаментально, – заявил он. – Мы только начали, и мы будем добавлять продажи в обновленных магазинах».

В отличие от сети «Пятерочка» (X5) «Магнит» не планирует менять ассортимент «магазинов у дома» одновременно с внешним видом.

«Это вечный процесс. Мы как будто разговариваем с легко заболевшим человеком», – заявил Галицкий и перечислил: у «Магнита» самые большие EBITDA и прибыль в отрасли и он единственный платит дивиденды, отвлекая денежный поток. «Между 75 млрд руб. EBITDA и 107 млрд руб. EBITDA есть небольшая разница, – иронизировал Галицкий, сравнивая показатели «Магнита» и X5. – И мы практически везде чуть дешевле. И все наши магазины необновленные. Так что кому над ассортиментом поработать – нам или кому-то другому?»

«Магнит» – лидер в розничном сегменте самых малообеспеченных покупателей, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, в 2012–2014 гг. их доходы росли и это обеспечивало рост выручки «Магнита», а сейчас их доходы наиболее динамично снижаются, а расходы не растут. «Но даже эти потребители начинают за некоторыми товарами идти в ту же «Пятерочку», – продолжает он и называет обновление магазинов без существенного изменения ассортимента очень рискованным: «Пятерочка» не смогла бы нарастить выручку, если бы не привлекла новых покупателей и если бы ее старые клиенты не стали там покупать то, чего раньше не покупали». Прирост в 12% в тестовых обновленных магазинах может оказаться краткосрочным, опасается Бурмистров.