UC Rusal может продать 20% на Лондонской бирже

Но миноритарные акционеры компании могут заблокировать эту сделку
С начала 2016 г. капитализация UC Rusal выросла на 80%/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

UC Rusal ведет переговоры с банками о продаже до 20% новых акций на Лондонской бирже, сообщили Bloomberg и Reuters со ссылкой на свои источники. Собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров о потенциальной сделке, это подтверждает. 9 февраля на закрытие Гонконгской биржи, где сейчас торгуются акции компании, такой пакет стоил $1,7 млрд.

Если размещение состоится, то после допэмиссии доля крупнейшего акционера UC Rusal – En+ Олега Дерипаски – снизится с 48,13 до 40,11%, его партнеров: «Онэксима» Михаила Прохорова – с 17,02 до 14,18%, Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника – с 15,8 до 13,17%, Glencore – с 8,75 до 7,3%. Зато доля акций в свободном обращении вырастет в 2,5 раза – с 10,05 до 25%.

Сейчас уставный капитал UC Rusal состоит из 15,2 млрд акций, а объявленный капитал – из 20 млрд бумаг. Решение о размещении объявленных акций по уставу компании принимает совет директоров, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Одобрения собрания акционеров для этого ему не требуется. Таким образом, совет директоров может своим решением разместить дополнительно до 4,8 млрд акций, или до 24% от увеличенного уставного капитала.

В совете директоров UC Rusal 18 мест. Половина занята представителями En+ и менеджерами самой UC Rusal, шесть кресел – у независимых директоров, два – у представителей Sual Partners и еще одно – у представителя «Онэксима». Пока совет директоров не обсуждал размещение бумаг в Лондоне, говорит источник «Ведомостей». Менеджмент будет рекомендовать сделку, если переговоры с банками завершатся успешно, пишет Bloomberg.

Впрочем, по соглашению акционеров UC Rusal – En+, Glencore, Sual Partners и «Онэксима» – любой из них может наложить вето на проведение допэмиссии, кроме случая, когда новые акции распределяются между существующими акционерами пропорционально их долям. Будут ли компании пользоваться правом вето, их представители не говорят, но два человека, близких к миноритарным акционерам, утверждают, что будут голосовать против возможной допэмиссии 20% акций компании и размещения их на Лондонской бирже. Один из собеседников напоминает, что у «миноритариев есть право вето в совете директоров по такого рода вопросам и в данном случае мы им воспользуемся». Второй подчеркнул, что «миноритарии будут голосовать против, если такое предложение будет рассматриваться». Чем им не нравится возможная сделка, собеседники «Ведомостей» не объяснили.

Продажа с покупкой

31 января ТМК объявила о размещении 13,44% акций. Бумаги она взяла в долг у структуры основного владельца компании Дмитрия Пумпянского – TMK Steel Holding Limited, для того чтобы выкупить у ВТБ такой же пакет собственных акций. После сделки с ВТБ долг будет погашен акциями, в результате доля Пумпянского не изменилась (65,05%), а доля акций в свободном обращении выросла.

Представители UC Rusal, «Онэксима», Sual Partners и Glencore от комментариев отказались. Их коллега из En+ не ответил на вопросы «Ведомостей».

UC Rusal нужно снижать задолженность. На конец III квартала 2016 г. чистый долг компании составлял $8,3 млрд, отношение этого показателя к EBITDA – 3,5. В этом году компании нужно выплатить кредиторам около $800 млн. Если UC Rusal получит за 20% акций $1,7 млрд и все деньги направит на погашение кредитной задолженности, то чистый долг компании снизится на 20% до $6,6 млрд.

Продажа 20% на LSE может быть частью сделки по выкупу доли «Онэксима» в UC Rusal примерно по той же схеме, что сделала недавно ТМК (см. врез), говорит начальник аналитического отдела БКС Кирилл Чуйко. По его мнению, в качестве второго шага UC Rusal могла бы на вырученные деньги выкупить пакет Прохорова и 3%, принадлежащих ВЭБу. Таким образом компания сможет «выпустить» акционера и при этом увеличить количество акций в свободном обращении, что может увеличить ликвидность и капитализацию, сказал Чуйко.

Сейчас удобное время для продажи акций, потому что капитализация компании с начала 2016 г. выросла на 80%, говорит директор инвестиционного фонда UCP Андрей Марченко. Это размещение, если оно и будет, может быть интересно для долгосрочных инвесторов, которые готовы ждать, когда компания начнет платить дивиденды (платила два раза по итогам III квартала 2015 и 2016 гг. по $250 млн), продолжает эксперт. Деньги от продажи акций можно потратить на снижение долговой нагрузки до уровня ниже 3 EBITDA, что, в свою очередь, позволило бы компании вновь вернуться к практике регулярных дивидендных выплат, отмечает портфельный менеджер УК «Сбербанк управление активами» Юрий Морогов.