Стивидоры против роста ставок Росморпорта

Ассоциация портов предупреждает, что отмена скидок для контейнеровозов может подорвать конкурентоспособность российских портов
ФАС планирует увеличить сборы Росморпорта в среднем на 4%/ Е. Разумный/ Ведомости

В конце февраля ФАС вынесла на общественное обсуждение проект приказа об установлении новых ставок для сборов, которые Росморпорт взимает с заходящих в порт судов за свои услуги (навигацию, лоцманскую, ледокольную проводку, осуществление транспортной безопасности и др.). ФАС планирует увеличить сборы Росморпорта в среднем на 4% и переместить контейнеровозы из категории наплавных и накатных судов в категорию сухогрузов. «Из-за этого контейнеровозы потеряют скидку: портовые сборы для них индексировались на 0,7%. «Это значит увеличение ставок для контейнеровозов на 49%», – жалуется исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Сергей Жусупов руководителю ФАС Игорю Артемьеву и замминистра транспорта Виктору Олерскому в письме от 28 февраля. Представитель ФАС сказал, что письмо получено, но ответ на него еще не готов. Вопрос о повышении ставок портовых сборов правление ФАС рассматривало 20 февраля, но отложило решение, говорит представитель службы «Интерфаксу».

Рост ставок может негативно отразиться на контейнерных перевозках, которые за последние два года рухнули на 30–35%, указывается в письме. Российские порты могут стать неконкурентоспособными по сравнению с портами Балтии и Финляндии. Жусупов просит сохранить скидку. По словам человека, близкого к компании-судовладельцу, это была инициатива службы, а не требование Росморпорта. Сейчас контейнеровозы получают необоснованные преференции в сравнении с другими видами судов, говорит представитель ФАС: в то время как все платят полную стоимость, контейнеровозы – на 30% меньше, служба намерена устранить эту несправедливость. По словам представителя ФАС, индексация не окажет существенного влияния на конечную стоимость услуг для грузоотправителей. «Портовые сборы Росморпорта сегодня составляют не более 5% в общей стоимости услуги, которая предоставляется грузоотправителям в порту. Средства идут на развитие общей инфраструктуры и обеспечение безопасности. Остальные 95% забирают стивидоры», – говорит представитель ФАС. Представители Fesco, Global Ports, UCL Holding от комментариев отказались.

Резкое повышение портовых сборов для контейнеровозов может негативно сказаться на конкурентоспособности российских портов и финансовых показателях судовладельцев, которые и так работают в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры рынка фрахта, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Хотя, добавляет он, рост контейнерооборота в декабре – январе (на 12,1% до 390 000 TEU и 12,9% до 335 400 TEU соответственно) благодаря увеличению импорта в связи с укреплением рубля создает видимость, что при унификации сборов для сухогрузов и контейнеровозов доходы Росморпорта могут значительно вырасти.