Электронные сигареты могут приравнять к традиционным

Нельзя запрещать потребителю выбирать менее вредные продукты, считают производители
Cенаторы-единороссы внесли законопроект в Госдуму, запрещающий курение электронных сигарет в общественных местах/ Сергей Фадеичев/ТАСС

Распространить ограничения по продаже, употреблению и демонстрации табачных изделий на электронные сигареты и кальяны предложили сенаторы-единороссы Валерий Рязанский, Эдуард Исаков и Лариса Тюрина. 10 марта они внесли соответствующий законопроект в Госдуму. Согласно документу запрещается курение электронных сигарет и других никотиновых устройств в общественных местах по аналогии с запретом потребления табака: в транспорте, госучреждениях, на детских площадках и проч. Также запрещается реклама и продажа подобных устройств и смесей несовершеннолетним.

Инновационные сигаретные продукты не подпадают под федеральный закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма – в них нет прямого горения табака, как в обычных сигаретах, пояснил «Ведомостям» Рязанский. По его словам, в этом проблема инновационных сигаретных устройств: табачники всегда находят новые уловки обойти закон. Ограничения на электронные сигареты и другие инновационные курительные приборы должны быть такими же, как на традиционные табачные изделия – внутри изделий используются вещества неизвестного происхождения, объясняет Рязанский.

Инициативу сенаторов, по его словам, поддержали Минздрав, Минэкономразвития и Минфин; частичные замечания есть у Минкультуры, против лишь Минпромторг.

Предложенный законопроект полностью соответствует политике Минздрава в отношении электронных средств доставки никотина, объяснил представитель ведомства. Минэкономразвития концептуально также поддерживает законопроект, отметил его представитель. Правда, по его словам, «не все, что сейчас предусмотрено для табака, можно и нужно применять к таким средствам и жидкостям».

Неправильно приравнивать электронные сигареты и кальяны к обычным сигаретам, настаивает представитель Минпромторга: чтобы проводить такие аналогии, необходимо получить научно обоснованные данные об их влиянии на здоровье человека, а вред от электронных сигарет не доказан и недостаточно изучен. Кроме того, он ссылается на данные Всемирной организации здравоохранения, которая считает предпочтительным переход курильщика табака на электронные сигареты. Поэтому включение положения об использовании электронных сигарет в закон, регулирующий рынок традиционного табака, нелогично, настаивает представитель Минпромторга. Использование кальянов также требует детальной проработки, добавил он.

Нельзя приравнивать инновационные сигаретные продукты к традиционным: у потребителя, зависящего от никотина, должен быть выбор и информация об альтернативных продуктах, от которых меньше вреда, настаивает председатель правления Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем Максим Королев.

Сейчас на российском рынке инновационные никотинсодержащие продукты есть только у Philip Morris Int. (PMI): компания выпускает устройство по нагреванию табака iQOS. Продукция Japan Tobacco Int. и British American Tobacco в России не представлена.

Разработчики нового законопроекта не обсуждали его ни с экспертным, ни с научным, ни с бизнес-сообществом, отметил вице-президент PMI в России Сергей Слипченко. Это подтверждает и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Регулирование инновационных никотинсодержащих продуктов должно основываться на научно подтвержденных фактах и позволять совершеннолетним курильщикам перейти на альтернативные продукты, исключив доступ к ним несовершеннолетних и некурящих, считает Слипченко. Жесткие ограничения, такие как запрет выкладки продуктов и рекламы, не позволят компаниям вывести на рынок инновационные продукты, добавляет Королев.

Кальяны, используемые в ресторанах, не содержат табака, напоминает Бухаров, поэтому не подпадают под ограничения по воздействию табачного дыма на окружающих. Если законопроект будет принят в нынешнем виде, рестораны, предлагающие паровые коктейли, потеряют до 25% выручки, отмечает он.

В Минфине и Минкультуры на запросы не ответили.