Онлайн-торговцев контрафактом могут блокировать до суда

Ассоциация компаний интернет-торговли обсудит сегодня эту идею с Минпромторгом
Доля контрафакта в интернет-торговле варьируется от 5 до 30% в зависимости от товарной категории/ А. Астахова/ Ведомости

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупнейших российских интернет-торговцев) подготовила «Стратегию развития электронной торговли в России на 2017–2018 гг. и на период до 2025 г.». «Ведомости» ознакомились с документом.

Доля контрафакта в интернет-торговле варьируется от 5 до 30% в зависимости от товарной категории, говорится в стратегии. Многие ресурсы – «иностранные витрины», через которые в Россию «в массовом порядке попадает контрафактная продукция». Авторы стратегии предлагают распространить на контрафакт антипиратское законодательство.

Антипиратский закон действует в России с середины 2013 г. Изначально он позволил блокировать сайты с нелицензионным контентом в качестве обеспечительной меры до подачи иска по существу. Затем закон был ужесточен: поправки позволили владельцам прав добиваться вечной блокировки пиратских сайтов, если суд дважды решал, что ресурс нарушил интеллектуальные права. На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении третью версию закона, она позволит блокировать не только пиратские сайты, но и их зеркала и обяжет поисковики удалять из поисковой выдачи ссылки на пиратские сайты, заблокированные навсегда.

Если такие механизмы распространить и на онлайн-продавцов контрафакта, это ограничит доступ для потенциальных покупателей, сказано в стратегии: «Дополнительно эффективной мерой по работе с недобросовестными ресурсами, уже заблокированными по решению суда, может являться досудебное ограничение доступа к производным зеркалам указанных ресурсов».

Представитель АКИТ подтверждает содержание стратегии. Она добавляет, что сегодня, 21 марта, ассоциация представит стратегию в Минпромторге. Представитель министерства это подтверждает, но комментировать содержание стратегии не стал. До Госдумы антиконтрафактная инициатива не доходила, говорит человек, близкий к профильному комитету по информполитике.

В конце 2016 г. эксперты Высшей школы экономики называли интернет-магазины наиболее распространенным каналом сбыта контрафакта наряду с розничными рынками. В России примерно 4% всего контрафакта продается онлайн, подсчитывали эксперты.

Пока интернет не большой канал торговли, но он становится одним из главных каналов распространения контрафакта, отмечает Алексей Поповичев, исполнительный директор «Русбренда» (объединяет производителей различных товаров – от P&G, BAT и Diageo до LVMH, Nike и Chanel). Больше всего в интернет-продажах контрафактных сумок, ремней, обуви, часов, одежды, перечисляет президент АКИТ Алексей Федоров. До 80% всех подделок, по его словам, идет в Россию с китайских интернет-площадок. «Конечно, это известные площадки. Если зайти на сайт AliExpress, можно найти похожие на оригинальные товары, например часы, похожие на часы Swarovski», – рассказал он.

Директор по развитию AliExpress в России и СНГ Марк Завадский отказался комментировать инициативы АКИТ. По его словам, AliExpress запрещает продавать на своей площадке контрафактную продукцию и активно сотрудничает с международными и китайскими брендами, «у которых есть простой и понятный механизм подачи жалобы на товар, который, по их мнению, нарушает их права». «Площадка требует от всех продавцов документы, подтверждающие подлинность продаваемого товара», – добавил он.

Представитель «Яндекс.Маркета» Екатерина Лебедева говорит, что компания пока не изучала стратегию АКИТ. Но по действующим законам не любое использование товарного знака является нарушением прав его владельца, указывает она. Получается, досудебная блокировка сайтов по заявлению правообладателей была бы несоразмерным средством защиты правообладателей и создала бы поле для злоупотреблений, считает представитель «Яндекс.Маркета».

В целом идея блокировки торговцев подделками логична, полагает Поповичев: нужны меры, которые позволят правообладателям и правоохранительным органам оперативно реагировать на нарушения закона.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Голицына