Минфин приватизирует НМТП с премией

20% порта можно продать примерно за 30 млрд рублей – это на четверть дороже текущих котировок
НМТП – одна из немногих российских компаний, чья рентабельность более 70%/ С. Петров/ Ведомости

Минфин рассчитывает получить «в районе 30 млрд руб.» от продажи 20% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), передал ТАСС со ссылкой на замминистра финансов Алексея Моисеева. «Мы ожидаем приватизации НМТП в этом году путем продажи на бирже. В связи с тем что приватизация ВТБ в этом году маловероятна, есть указание Росимуществу найти замещение, – объяснил Моисеев. – На одну треть планируется заместить НМТП, по остальным двум третям Росимущество предложений пока не вносило».

Расчет ФАС

ФАС предписала НМТП отменить монопольно высокие цены и перевести тарифы по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в российские рубли. НМТП обязан перечислить в федеральный бюджет 9,74 млрд руб. Похожие предписания выданы и другим стивидорам.

Инвесторам намерение Минфина понравилось. На Московской бирже НМТП к концу торгов в пятницу подорожал на 5%, оказавшись в лидерах роста (Лондонская биржа, где торгуются расписки НМТП, в пятницу не работала). Оценка пакета, названная Моисеевым, была на 25,5% дороже закрытия на Московской бирже 13 апреля. Является ли цена, названная Моисеевым, рекомендацией консультанта – «Сбербанк CIB» или это пока оценка Минфина, не ясно. Представители Росимущества в воскресенье на вопросы «Ведомостей» не ответили, «Сбербанка CIB» – отказался от комментариев

НМТП – крупнейшая в России стивидорная компания, ее активы сосредоточены на Черном и Балтийском морях. Контролируют компанию через Novoport Holding Ltd. «Транснефть» и группа «Сумма». Кроме этого «дочка» «Транснефти» владеет 10,5% акций. В прошлом году правительство вместе с «Транснефтью» обсуждало вариант совместной продажи госпакета и пакета НМТП, принадлежащего трубопроводной монополии. На прошлой неделе первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин говорил, что монополия сейчас ни с кем переговоры о продаже пакета НМТП не ведет. «Решение о продаже принимаем не мы в итоге. Когда будет такое решение, тогда будем вести переговоры. Наш основной акционер [государство] пока не определился», – цитировал топ-менеджера «Интерфакс».

НМТП

Стивидорная компания
Основные акционеры – Novoport Holding Ltd. (50,1%), Росимущество (20%), «Транснефть» (10,5%), РЖД (5,3%), «Сумма» (2,7%).
Капитализация – 125,8 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2016 г.) – $865,6 млн,
Чистая прибыль – $692,8 млн.

Об окончательной форме продажи госпакета – будет ли это публичное предложение акций или продажа пакета стратегическому инвестору – тоже неизвестно. Министр транспорта Максим Соколов говорил, что видит покупателем госпакета НМТП стратегического инвестора, писал «Интерфакс». Представитель группы «Сумма» заявил «Ведомостям», что группа рассматривает «все варианты увеличения своей доли в НМТП». Цену госпакета, названного Моисеевым, представитель «Суммы» комментировать не стал.

Продать 20% НМТП по цене, на которую рассчитывает Минфин, можно и на рынке, считает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. НМТП – уникальный актив, но он недооценен из-за низкой ликвидности бумаг, подчеркивает аналитик. НМТП провел IPO на Лондонской бирже в 2007 г. Тогда цена размещения одной акции была определена в 6,3 руб. за штуку (по курсу на день размещения), средневзвешенная цена акции НМТП на 13 апреля (за день до заявления Моисеева) – 6,26 руб. Между тем выручка НМТП по МСФО с 2007 г. выросла втрое до $865,6 млн в 2016 г. Актив может генерировать стабильный денежный поток в любых экономических условиях и демонстрировать рентабельность по EBITDA более 70%, перечисляет Ганелин. Рентабельность НМТП в 2016 г. составила 78%, увеличившись на 3,1 п. п.