БКС: Российские компании пренебрегают обратными выкупами

В отличие от американских и европейских коллег они больше средств распределяют через дивиденды
Классические программы обратных выкупов акций недооценены компаниями, хотя это действенный инструмент создания дополнительной стоимости, считают аналитики БКС/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Только 20% средств, выплаченных акционерам российских компаний в 2010–2016 гг., были распределены с помощью выкупа акций (см. инфографику). Остальное – через дивиденды. Об этом говорится в исследовании, подготовленном БКС. Это самый низкий показатель среди развитых стран и БРИКС, пишут эксперты. Для сравнения: среди американских компаний через механизмы обратного выкупа акций в 2010–2016 гг. было распределено около 58% всех денег, которые выплачивались акционерам (законодательство США о правилах проведения выкупов наиболее близко к российскому). Правда, и уровень выплат в процентах от чистой прибыли в России самый низкий. В среднем за 2010–2016 гг. на выплаты акционерам было направлено около 31% совокупной чистой прибыли компаний. В США и Канаде – более 80% чистой прибыли, в Великобритании – более 70%, в ЮАР – 60%.

Инвесторы предпочитают дивиденды

Аналитики БКС опросили 40 портфельных управляющих и 20 компаний (дивидендная доходность которых выше 3% годовых). Среди опрошенных управляющих 76% предпочитают получить деньги в виде дивидендов, 11% – через обратные выкупы и 13% – через программы по выкупу акций с рынка. И 100% опрошенных компаний предпочитают дивиденды выкупам.

Большая часть денег, потраченных на проведение выкупов в 2010–2016 гг. в России (39%, см. инфографику), ушла на приобретение акций у конкретных акционеров. Классические обратные выкупы (tender offer), когда компания делает предложение всем акционерам, занимают лишь 21%, столько же приходится на программы скупки бумаг с рынка. Остальное – предложения об обязательном выкупе акций.

Акции на бирже

40% столько в среднем акций в свободном обращении у российских компаний
95% средний free-float в Великобритании и США
35% средний free-float в Китае

В 2010–2016 гг. семь крупных tender offer провели пять российских компаний (включая МТС, программа которой началась в 2016 г. и продолжилась в 2017 г.) на общую сумму $11 млрд, приводят пример аналитики. Самые крупные обратные выкупы в 2011 г. провел «Норникель» – в два приема компания скупила 17,04% акций на $8,9 млрд.

В списке не учтен обратный выкуп на $5,5 млрд, который в 2015 г. провела Polyus Gold International (головная компания «Полюса», крупнейшего российского золотодобытчика), и выкуп бумаг уже «Полюса» в 2016 г. на $3,6 млрд, большую часть которых получила Polyus Gold. Дело в том, что целью этих выкупов был уход компании с Лондонской биржи и последующее рефинансирование ранее привлеченных средств, отметил начальник аналитического управления БКС Кирилл Чуйко.

Плюсы и минусы выкупа

Классические программы обратных выкупов акций недооценены компаниями, хотя это действенный инструмент создания дополнительной стоимости, считают аналитики БКС. Среди плюсов обратных выкупов – возможность сэкономить на налоговых платежах, создать положительный образ в глазах инвесторов (если выкуп проведен правильно), немного увеличить количество акций в свободном обращении (как правило, не все 100% акционеров принимают предложение компании продать акции, а это значит, что при погашении бумаг доля free-float вырастет), подтолкнуть инвесторов к большей активности. Среди минусов выкупа акций – большее число технических сложностей, для некоторых инвесторов возможность участия в выкупе ограничена, и, если процесс организован неправильно, акции могут быть предложены к выкупу несколько раз.

Свою роль играет и негативный опыт обратных выкупов, указывают аналитики БКС. Например, для «Норникеля» в 2011 г. buy-back был инструментом в корпоративной войне с UC Rusal. А «Уралкалий» не стал гасить выкупленные бумаги. Стабильная дивидендная политика компании – это всегда более комфортно для кредиторов, чем разовые обратные выкупы, она позволяет лучше прогнозировать денежный поток компании, говорит аналитик АКРА Александр Гущин. А любой отток средств в пользу акционеров воспринимается кредиторами и рейтинговыми агентствами с настороженностью, отмечает он. Например, в 2015 г. S&P понизило рейтинг «Уралкалия» из-за опасений, что значительный выкуп приведет к росту долговой нагрузки.

Налоговый вопрос

В России дивиденды – стабильный сигнал соблюдения налогового законодательства, отмечает сотрудник компании-аудитора из большой четверки. К тому же дивиденды для российских бенефициаров выгоднее, добавляет он. Владельцы российских компаний на практике чаще выбирают выплату дивидендов, чем возможность получить доход через обратный выкуп и последующее погашение акций, говорит юрист Goltsblat BLP Анна Зверева.

Кипрские компании, вложившие в капитал российской структуры более 100 000 евро и являющиеся бенефициарными собственниками дивидендов, платят 5%-ный налог с дивидендов, а владеющая миноритарным пакетом российская компания – 13%-ный налог подоходного налога, при этом мажоритарный акционер, у которого не менее 50% владения в структуре, не платит налоги с дивидендов вовсе (ставка налога 0%). При обратных выкупах ставка налога может быть нулевой, если владение оформлено через иностранные структуры, говорит сотрудник компании-аудитора. Выбор способа получения дохода зависит от фактических обстоятельств (наличия чистой прибыли к распределению, дополнительного налогообложения при обратном выкупе и др.), перечисляет юрист.

При обратном выкупе налогом облагается разница между тем, сколько акционер получил от продажи акций, и тем, сколько заплатил за акции при их покупке, говорит старший юрист налоговой практики Sameta Дмитрий Барский. В России физические лица платят 13%, юридические – 20%. На популярность выкупов могут влиять налоговые условия (в США, например, налог на дивиденды выше), а также акционерная структура, говорит представитель «Норникеля». В России больше компаний с госучастием, для которых с точки зрения государства дивиденды являются предпочтительной формой возврата наличности акционерам, так как позволяют сохранить неизменной долю участия, добавляет он. Гущин допускает, что среди российских компаний обратные выкупы не очень популярны из-за сложности в сравнении с другими формами распределения средств в пользу акционеров.