Андрей Мельниченко продал «Еврохиму» два сухогруза

Такие суда могли стоить около $25 млн. Они нужны, чтобы обеспечивать сырьем европейские заводы компании
«Еврохим» купил еще два судна для перевозки сырья на свои европейские заводы
«Еврохим» купил еще два судна для перевозки сырья на свои европейские заводы / Лев Федосеев / ТАСС

Крупнейший в России производитель удобрений «Еврохим» купил у материнской структуры AIM Capital S.E. две компании, каждая из которых владеет одним судном, следует из отчета компании за II квартал 2017 г. «Еврохим» рассматривает данную операцию как покупку активов, отмечено в отчете. 

В итоге «Еврохиму» достались два судна – Iron Kovdor и Usolie, они будут использоваться «для оптимизации затрат при морской перевозке апатита из порта Мурманска в порты Клайпеда (Литва) и Антверпен (Бельгия) для обеспечения собственных заводов «Еврохима» фосфатным сырьем», рассказал представитель «Еврохима». Суммарное водоизмещение двух судов – более 75 000 т, следует из данных сайта marinetraffic.com. Сумму покупки компания обещала раскрыть в годовом отчете, сейчас говорить об этом представитель «Еврохима» отказался.

Судно Usolie 1990 года постройки максимально может принять на борт 37 519 т груза, Iron Kovdor 1998 года постройки (уже идет по маршруту Клайпеда – Мурманск) на борту перевозит до 37 818 т груза. Оба судна сейчас ходят под флагом Либерии.

Дорогой транспорт

На транспортные расходы «Еврохима» приходится примерно 75% расходов по продаже продукции, писала компания в 2014 г. По итогам прошлого года за транспортировку своей продукции она платила $460,1 млн, а в первом полугодии 2017 г. расходы выросли до $247,2 млн (на 8% больше, чем в аналогичный период 2016 г.). В частности, заметно выросли ставки фрахта в последний год, говорит Юминов: индекс фрахтовых ставок Baltic dry, после того как достиг исторического минимума в феврале 2016 г., вырос в 3,5 раза до 1050 пунктов. Выросли и ставки за провоз грузов по путям РЖД – например, за предоставление хопперов-минераловозов плата с 2016 г. увеличилась с 650 до 900 руб. в сутки.

У «Еврохима» уже есть собственные морские суда, следует из отчетности компании за прошлый год. В 2012 г. компания писала, что ей принадлежит два судна класса Panamax, в долгосрочной аренде находится еще одно такое же судно и два судна класса Handymax в краткосрочной аренде. Как изменился флот с того времени, не известно: в отчетах это не раскрывается, а представитель этого не говорит. Компания в отчете за 2016 г. пишет, что рассматривает возможность увеличения грузовых и перевалочных мощностей.

Если эти два судна – единственные активы приобретенных «Еврохимом» компаний, то с учетом возраста и амортизации сухогрузов их суммарная стоимость могла быть не менее $25 млн, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Постоянные расходы на эксплуатацию (заправка, обслуживание и ремонты, зарплата морякам) Бурмистров оценивает не меньше чем в $5000 в сутки, или до $2 млн в год.

У «Еврохима» в Бельгии есть завод EuroChem Antwerpen, в Литве – Lifosa. На первом производятся комплексные удобрения (мощность – 1,3 млн т в год), а также кальцинированная/аммиачная селитра (до 1,15 млн т в год). В Литве – диаммонийфосфатные удобрения (960 000 т в год) и кормовые фосфаты (190 000 т в год).

Иметь два сухогруза для непрерывного обеспечения заводов сырьем с Ковдорского ГОКа по ставке cost+, которая не так волатильна, как рыночная, вполне хорошая стратегия, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В любом случае эксплуатация двух судов не слишком отяготит баланс компании, которая сейчас сосредоточилась на строительстве калийных Гремячинского и Усольского ГОКов, считает Юминов. За первое полугодие 2017 г. «Еврохим» заработал $1,1 млрд выручки и $241 млн EBITDA, ковенантный долг составил $3,4 млрд (а долговая нагрузка – 2,7 EBITDA).

«Еврохиму» еще предстоят глобальные инвестиции (примерно $3,5 млрд), компания реализует три проекта – по строительству Усольского и Гремячинского ГОКов, а также EuroChem Northwest, запуск которых планируется на IV квартал 2017 г., первую половину и вторую половину 2018 г. соответственно. На строительство Усольского ГОКа компания уже потратила $1,7 млрд (нужно еще $1,3 млрд), на Гремячинский – $2,2 млрд (нужно еще $1,6 млрд).