Андрей Мельниченко продал «Еврохиму» два сухогруза

Такие суда могли стоить около $25 млн. Они нужны, чтобы обеспечивать сырьем европейские заводы компании
«Еврохим» купил еще два судна для перевозки сырья на свои европейские заводы / Лев Федосеев/ ТАСС

Крупнейший в России производитель удобрений «Еврохим» купил у материнской структуры AIM Capital S.E. две компании, каждая из которых владеет одним судном, следует из отчета компании за II квартал 2017 г. «Еврохим» рассматривает данную операцию как покупку активов, отмечено в отчете. 

В итоге «Еврохиму» достались два судна – Iron Kovdor и Usolie, они будут использоваться «для оптимизации затрат при морской перевозке апатита из порта Мурманска в порты Клайпеда (Литва) и Антверпен (Бельгия) для обеспечения собственных заводов «Еврохима» фосфатным сырьем», рассказал представитель «Еврохима». Суммарное водоизмещение двух судов – более 75 000 т, следует из данных сайта marinetraffic.com. Сумму покупки компания обещала раскрыть в годовом отчете, сейчас говорить об этом представитель «Еврохима» отказался.

Судно Usolie 1990 года постройки максимально может принять на борт 37 519 т груза, Iron Kovdor 1998 года постройки (уже идет по маршруту Клайпеда – Мурманск) на борту перевозит до 37 818 т груза. Оба судна сейчас ходят под флагом Либерии.

Дорогой транспорт

На транспортные расходы «Еврохима» приходится примерно 75% расходов по продаже продукции, писала компания в 2014 г. По итогам прошлого года за транспортировку своей продукции она платила $460,1 млн, а в первом полугодии 2017 г. расходы выросли до $247,2 млн (на 8% больше, чем в аналогичный период 2016 г.). В частности, заметно выросли ставки фрахта в последний год, говорит Юминов: индекс фрахтовых ставок Baltic dry, после того как достиг исторического минимума в феврале 2016 г., вырос в 3,5 раза до 1050 пунктов. Выросли и ставки за провоз грузов по путям РЖД – например, за предоставление хопперов-минераловозов плата с 2016 г. увеличилась с 650 до 900 руб. в сутки.

У «Еврохима» уже есть собственные морские суда, следует из отчетности компании за прошлый год. В 2012 г. компания писала, что ей принадлежит два судна класса Panamax, в долгосрочной аренде находится еще одно такое же судно и два судна класса Handymax в краткосрочной аренде. Как изменился флот с того времени, не известно: в отчетах это не раскрывается, а представитель этого не говорит. Компания в отчете за 2016 г. пишет, что рассматривает возможность увеличения грузовых и перевалочных мощностей.

Если эти два судна – единственные активы приобретенных «Еврохимом» компаний, то с учетом возраста и амортизации сухогрузов их суммарная стоимость могла быть не менее $25 млн, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Постоянные расходы на эксплуатацию (заправка, обслуживание и ремонты, зарплата морякам) Бурмистров оценивает не меньше чем в $5000 в сутки, или до $2 млн в год.

У «Еврохима» в Бельгии есть завод EuroChem Antwerpen, в Литве – Lifosa. На первом производятся комплексные удобрения (мощность – 1,3 млн т в год), а также кальцинированная/аммиачная селитра (до 1,15 млн т в год). В Литве – диаммонийфосфатные удобрения (960 000 т в год) и кормовые фосфаты (190 000 т в год).

Иметь два сухогруза для непрерывного обеспечения заводов сырьем с Ковдорского ГОКа по ставке cost+, которая не так волатильна, как рыночная, вполне хорошая стратегия, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В любом случае эксплуатация двух судов не слишком отяготит баланс компании, которая сейчас сосредоточилась на строительстве калийных Гремячинского и Усольского ГОКов, считает Юминов. За первое полугодие 2017 г. «Еврохим» заработал $1,1 млрд выручки и $241 млн EBITDA, ковенантный долг составил $3,4 млрд (а долговая нагрузка – 2,7 EBITDA).

«Еврохиму» еще предстоят глобальные инвестиции (примерно $3,5 млрд), компания реализует три проекта – по строительству Усольского и Гремячинского ГОКов, а также EuroChem Northwest, запуск которых планируется на IV квартал 2017 г., первую половину и вторую половину 2018 г. соответственно. На строительство Усольского ГОКа компания уже потратила $1,7 млрд (нужно еще $1,3 млрд), на Гремячинский – $2,2 млрд (нужно еще $1,6 млрд).