Российским портам придется пересчитать тарифы

Президент Владимир Путин поручил с 1 января 2018 года исчислять их в рублях, а не в долларах
Крупным транспортным компаниям удобнее тарифы в валюте, потому что рубль может как расти, так и снижаться, сказал на совещании гендиректор СУЭК Владимир Рашевский/ А. Махонин/ Ведомости

Российские порты должны рассчитывать тарифы в рублях с 1 января 2018 г., заявил президент Владимир Путин на совещании о транспортной инфраструктуре Северо-Запада России. Но на этот раз президент готов такое решение ввести «с оговорками» для некоторых проектов стивидоров, поскольку существует риск убытков для стивидорных проектов, которые еще не вышли на прибыль, уточнил министр транспорта Максим Соколов.

«С 1 января переходим на этот режим работы, но с оговорками для конкретных ситуаций и конкретных проектов», – сказал президент. На стивидоров президенту пожаловался руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Он напомнил, что поручение президента о необходимости перевода тарифов из валюты в рубли было дано больше полутора лет назад, но инициатива ведомства о законодательном утверждении «понимания не нашла». В результате ФАС судится со многими стивидорами (Global Ports, НМТП, UCL Holding), но ситуация не меняется.

Как укрепить рубль

Владимир Путин
Президент России
«Какие-то проблемы? У вас возражения какие-то есть по этому поводу? Ну а тогда почему нет? Давайте сделаем! Это еще один шаг на укрепление национальной валюты, может быть не глобальный, но все же заметный».
16.08.2017, ТАСС

Президент свое первое поручение, по сути, смягчил, считает источник в одной из компаний-грузоотправителей. По его мнению, жесткий переход на рублевые расчеты не только вреден, но и необязателен (законодательство позволяет рассчитывать тариф в валюте). А стивидоры, чья структура бизнеса это позволяет, уже перешли на такие расчеты после поручения ФАС в августе 2016 г. «Трудности могут возникнуть у компаний, обслуживающих контейнерные и нефтяные терминалы, – считает собеседник «Ведомостей». – Расчеты с контейнерными линиями традиционно осуществляются в долларах». Кроме того, существуют риски и для стивидоров, закупающих импортное оборудование и выплачивающих валютные займы, добавил он. Например, проекты портов Тамань и Лавна, говорит он. Новые порты стоят около $500–700 млн, при расчете тарифов в рублях есть риск, что срок окупаемости вырастет. Для таких случаев нужно отдельное решение, позволяющее компаниям либо выйти на окупаемость, либо завершить строительство на старых условиях. Крупным транспортным компаниям удобнее тарифы в валюте, потому что рубль может как расти, так и снижаться, сказал на совещании гендиректор СУЭК Владимир Рашевский.

Представитель Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил. Представители Global Ports и UCL Holding от комментариев отказались. Их коллеги из группы «Сумма» и Новороссийского морского торгового порта (НМТП) ждут формирования официального поручения президента по результатам совещания. Правда, источник в одном из портов заметил, что убытки могут быть – инвестпрограммы компаний, как правило, включают валютные операции. По словам собеседника, вероятным последствием полного перехода на рубли может стать не только «удешевление» услуг портов для иностранных агентов, но и избыточные операции согласования ставок при валютных колебаниях (ставки в рублях всегда согласовывает ФАС). Для сравнения: необходимая для выхода на окупаемость для новых портовых проектов ставка перевалки находится в пределах $7–13 за тонну, а по методике ФАС она не превышает $5,5 за тонну, приводит данные Институт проблем естественных монополий.

Рублевые тарифы могут вынудить стивидоров сокращать капрасходы – выручка компаний снизится, а обслуживать валютные займы все равно придется, считает аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. У многих компаний, особенно с выпусками евробондов, повысятся валютные риски (рублевые доходы против валютных займов), что может негативно сказаться на финансовом положении в случае ослабления рубля, объясняет аналитик. Так, например, Global Ports в отчете за 2016 г. указывал, что на большую часть его рублевого долга заключены своп-контракты в долларах по низкой ставке. Валютную структуру долга Global Ports не раскрывает, его чистый долг на конец года – $947 млн. Чистый долг НМТП долларовый – $1,04 млрд, следует из данных порта. Возможным выходом может стать как регулярный пересмотр тарифов, так и дополнительные займы, считает Юминов.

Между тем грузооборот морских портов продолжает расти – по данным Ассоциации морских торговых портов, за семь месяцев он увеличился на 10,5% до 449 млн т.