Бизнес
Бесплатный
Дарья Белоглазова
Статья опубликована в № 4389 от 21.08.2017 под заголовком: Разгрузить, нельзя повредить

РЖД недовольна уровнем модернизации в портах

Монополия призывает стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке

РЖД выявила за 2016 г. более 110 000 повреждений, нанесенных вагонам при разгрузке в портах, а за первое полугодие 2017 г. – более 50 000, 90% из них «дефицитные» полувагоны, говорится в письме Союза операторов железнодорожного транспорта в адрес компаний – членов союза. В большинстве портов для разгрузки используются грейферы – специальные ковши, которые крепятся на кран (см. иллюстрацию). Именно они, по версии РЖД, и повреждают вагоны. Представитель Союза операторов отправку письма подтвердил. Представитель РЖД лишь подтвердил данные, но от комментариев отказался.

Повреждения увеличивают сроки оборота вагонов и риски их отказов в пути, уверена РЖД. Поэтому монополия планирует уговорить порты изменить технологию перевалки и сократить использование грейферов, следует из протокола совещания управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала РЖД («Ведомости» ознакомились с копией документа). Порты заинтересованы в минимизации повреждений, но оборудование стоит дорого: от $1–3 млн за специальный манипулятор (их нужно 2–15 единиц) до 10 млрд руб. за комплекс с вагоноопрокидывателями, говорит один из участников Ассоциации морских торговых портов. Представитель Минтранса сказал, что вопрос – в компетенции портов и операторов.

По данным РЖД, в 2017 г. повреждения получили 60 700 вагонов, из них 88% – в морских портах. В парке «дочки» РЖД – ФГК – за семь месяцев 75% повреждений вагоны получили при грейферном методе выгрузки. В этом случае вагон повреждается больше, чем при использовании вагоноопрокидывателя, говорит первый заместитель гендиректора ФГК Виктор Воронович (его слова передал представитель): «Собственники предоставляют вагоны под грейфер дороже, чем на соседние порты, где есть возможность разгрузки при помощи вагоноопрокидывателя». Воронович считает, что в законодательном регулировании необходимости нет. Нужен комплексный подход, считает представитель ПГК: доработка законодательной базы и контроль со стороны министерств и ведомств.

На перевалку угля с помощью грейферов приходится около 52% погрузки (от 138 млн т экспорта угля в 2016 г.), говорит источник в одной из компаний-грузоотправителей. Как правило, такой способ используют универсальные порты, грузовая база которых менялась с течением времени (от сахара, масла до серы, угля) или может меняться в будущем. Например, Новороссийский морской торговый порт, Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге, Мурманск, Владивосток, рассказывает собеседник. Повреждения вагонов от грейферов могут составлять от 2 до 12% – это зависит от технологии работы порта, квалификации работников и размера грейфера (небольшие безопаснее), отмечает он. А вот парк приема-отправки груза с вагоноопрокидывателями требует не только существенных инвестиций, но и территорий для строительства железнодорожных подходов, добавил он. Близость города, историческая застройка зачастую не позволяют этого сделать – в Новороссийске, Находке, Мурманске, Владивостоке, Санкт-Петербурге.

Если вагон поврежден, ПГК добивается 100%-ного возмещения ущерба, говорит представитель компании. Смысла в вагоноопрокидывателе нет – он намного сложнее в использовании, для него нужна специальная инфраструктура, перечисляет источник, близкий к одному из стивидоров. Количество повреждений зависит от опыта, мастерства и навыков крановщиков, отмечает представитель Fesco. Так, например, в порту Роттердама основное оборудование – портальные краны, но с более дорогим манипулятором, чем используется в России, а вагоноопрокидыватели применяются в специализированных портах, рассказывает источник в компании-грузоотправителе.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать