Intesa столкнулся с проблемой синдикации кредита на 5,2 млрд евро, выданного на покупку 19,5% «Роснефти»

Причина – новые санкции США в отношении России
Банк Intesa не может найти компаньонов для синдикации кредита акционерам «Роснефти» / Bloomberg/ Getty Images

Итальянский банк Intesa столкнулся с проблемой синдикации кредита на 5,2 млрд евро, выданного консорциуму Glencore и суверенного фонда Qatar Investment Authority (QIA) на покупку 19,5% «Роснефти», сообщило в пятницу Reuters со ссылкой на банковские источники. Intesa это не комментирует.

Причина проблемы – новые санкции США в отношении России, которые были введены в июле. Хотя в марте комитет финансовой безопасности Италии сообщал, что выданный кредит не противоречит санкциям ЕС в отношении России, которые были введены в 2014 г.

Кредит Intesa – это половина денег, которые заплатил консорциум за 19,5% акций «Роснефти». В середине февраля председатель совета директоров «Банка Интеза» (российская «дочка» Intesa) Антонио Фаллико отмечал, что Intesa хочет привлечь 2,5–3 млрд евро в рамках синдикации кредита, передавало Reuters. В мае банк начал синдикацию. Для участия были приглашены 15 международных банков. Российские банки не участвуют.

Обычно на синдикацию кредита такого размера уходит от четырех до шести недель, хотя сделки с участием развивающихся рынков могут занять на несколько недель больше, отмечает Reuters. Но теперь банкам нужно время, чтобы проанализировать новые санкции, отмечают собеседники агентства. «Новые меры довольно масштабны, они наверняка повлияют на все подобные сделки с участием российских госкомпаний», – сказал источник в одном лондонском банке, приглашенном Intesa для участия в синдикации. «С новыми санкциями я ожидаю больших проблем с кредитованием проектов под руководством российских государственных компаний <...> И, возможно, для многих частных», – отметил один из банковских источников.

Другим препятствием для синдикации стал дипломатический скандал вокруг Катара. Банкиры говорят, что изначально ожидали сложностей с синдикацией кредита. В дополнение к этому Glencore и катарский фонд никогда не раскрывали полную информацию о сделке. Это заставляет банки задаваться вопросом, могут ли они проводить синдикацию, не зная всех бенефициаров сделки.

Синдикация кредита позволила бы Intesa привлечь средства других банков и разделить риски, отмечает юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев. Если Intesa не сможет синдицировать кредит, это будет его проблема, а не «Роснефти» и не новых акционеров – Glencore и QIA, говорит управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.

Intesa формально не заключал сделку с «Роснефтью», что позволило уйти от европейских и прежних американских санкций, сформулированных более узко и предметно, но новый американский закон серьезно ужесточает санкционный режим, говорит юрист BGP Litigation Денис Дурашкин: «Теперь президент США обязан (раньше – был вправе) наложить санкции в том числе на иностранные банковские и финансовые компании, которые после вступления закона в силу участвуют в крупных финансовых сделках в интересах лиц, подпадающих под санкции. Формулировки нового закона довольно расплывчаты, а последствия его нарушения весьма серьезны – вплоть до блокировки корреспондентских счетов на территории США». Сложно сказать, какие именно сделки подпадают под ограничения, поэтому многие банки в этих условиях ожидаемо займут осторожно-консервативную позицию.

Представитель Glencore от комментариев отказался. «Роснефть» и QIA не ответили на запросы «Ведомостей».