Минэнерго хочет увеличить платежи за электроэнергию

Генерирующие компании, которые готовы модернизировать старые станции, могут получать более высокую оплату своей мощности
Строительство новых станций подходит к концу, теперь рынку нужно модернизировать старые / Максим Стулов/ Ведомости

Может, сделать двухэтапный КОМ [конкурентный отбор мощности]? Первый – обычный. Второй – посмотреть зоны дефицита», – рассуждал в начале октября председатель набсовета «Совета рынка» Максим Быстров (слова по «Интерфаксу»). В пятницу замминистра энергетики Вячеслав Кравченко раскрыл подробности новой идеи регуляторов, призванной обеспечить генерирующие компании средствами на модернизацию большого количества устаревших станций (см. врез).

Механизм КОМа был обновлен в 2015 г. Он определяет, сколько мощности и по какой цене будут оплачивать потребители. Мощность, не прошедшая отбор, продается на свободном рынке. Отбор проводится на три года вперед, т. е. КОМ, проведенный осенью 2017 г., определил цены на 2021 г. Так, цены мощности сложились в первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал) – 134 400 руб./МВт месяц, во второй – 225 300 руб./МВт месяц. В среднем на долю платежа за мощность в конечной цене электроэнергии может приходиться до 50%.

Теперь Минэнерго предлагает проводить отбор в два этапа («Ведомости» ознакомились с презентацией). Первый этап будет проводиться, как и прежде, в двух ценовых зонах (европейская часть России и Урал, а также Сибирь). В результате будет определена цена мощности, достаточная, чтобы покрыть издержки старых станций и профинансировать строительство новых (в отборе смогут участвовать станции, которые еще только планируется запустить). А также станет понятно, есть ли нехватка мощности в какой-либо из зон свободного перетока (ЗСП, территории без ограничения передачи электроэнергии, всего их 21, на ЗСП разбита каждая ценовая зона).

Триллион на старые станции

Всего в России работают станции общей мощностью 236 ГВт. Более 43 ГВт было введено до 1970 г., столько же – в 1971–1980 гг. Средний возраст станций – 34 года, а доля мощностей старше 45 лет – 30%, оценивает «Совет производителей энергии». При текущих ценах на КОМ около 53 ГВт мощностей планируется вывести из эксплуатации до 2035 г., из них 8 ГВт будут выведены в любом случае, а остальные можно сохранить, считают они. Стоимость программы модернизации оценивается в 1,2 трлн руб. на 70 ГВт энергомощностей.

Второй этап отбора по замыслу Минэнерго пройдет только в тех ЗСП, где выявлен дефицит. К участию будут допущены лишь генерирующие компании, которые прошли первый этап отбора. Цена на мощность на втором этапе будет существенно выше первого этапа, иначе теряется экономический смысл модернизации, ожидает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. Те, кто пройдет отбор, будут получать указанный в своей заявке платеж в течение 10 лет при условии модернизации станции. Правительство также оставит за собой право устанавливать ограничения по объему и цене мощности на втором этапе, так как модернизировать сразу все невозможно, говорится в презентации Кравченко. Станции, которые не пройдут отбор на втором этапе, будут получать плату, сформированную в первом туре, но не смогут участвовать в КОМе на следующий год (механизм вывода станций из эксплуатации еще не разработан). Замминистра уточнил, что новый механизм может заработать уже с 2018 г. (слова по «Интерфаксу»). Его предстоит еще утвердить правительству.

Идея двухэтапного КОМа новая и пока обсуждается среди генерирующих компаний, сказал представитель «Совета производителей энергии».

Механизм модернизации энергомощностей активно обсуждается с прошлого года. Программа ДПМ (договор о предоставлении мощности, который обеспечивает инвесторам возврат инвестиций с базовой доходностью 14%) на строительство новых энергомощностей, начатая в 2008 г., подходит к концу. Последние вводы ожидаются в 2018 г., а платежи потребителей за эту мощность начнут сокращаться с 2021 г. и закончатся в 2025 г. Это освободит за 2021–2030 гг. 2,1 трлн руб. – около 300 млрд руб. в год. Эти средства могут быть использованы для нового инвестиционного цикла в отрасли, считают в «Совете производителей энергии» («Ведомости» ознакомились с презентацией председателя его набсовета Александры Паниной).

Старые энергомощности зачастую являются убыточными и не представляют ценности для инвесторов, отмечает Скляр. Программа модернизации должна изменить это за счет не только гарантий возврата, но и снижения расходов на топливо и персонал, считает он.

В качестве вариантов финансирования программы модернизации также рассматриваются новый ДПМ на модернизацию и отмена верхнего порога цен КОМа (это решение уже принято). ДПМ, как отработанный механизм, более понятен инвесторам, говорит Скляр, а двухэтапный КОМ пока тяжело оценить. В предложенной модели не учитывается важность когенерации (мощностей, вырабатывающих и электро-, и тепловую энергию) и развитие сетевой инфраструктуры, говорит эксперт.