Суперверфь «Звезда» может впервые получить субсидии

Минпромторг предлагает выделить проекту 5,9 млрд рублей
До сих пор бюджетных денег «Звезда» не получала/ «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»

Дальневосточный завод «Звезда» (строит одноименную судоверфь в Приморском крае; контролируется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка) может получить в 2020–2022 гг. 5,9 млрд руб. субсидий из федерального бюджета на выплату процентов по кредиту, следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства, которое разработал Минпромторг (документы размещены на ресурсе regulation.gov).

Верфь «Звезда» строится с 2009 г., стоимость всего проекта оценивалась в 145,5 млрд руб., первой очереди – в 78,2 млрд руб. Это будет крупнейшая верфь в России, ориентированная прежде всего на технику для освоения нефтегазовых месторождений. «Роснефть» просила на первую очередь 60 млрд руб. из фонда национального благосостояния. В 2015 г. ей отказали, было решено, что 60 млрд руб. даст «Роснефтегаз» (на 100% принадлежит государству, владеет контрольным пакетом самой «Роснефти»).

До сих пор бюджетных денег «Звезда» не получала. В 2009–2013 гг. на проект потратил 7 млрд руб. собственных средств сам завод «Звезда», дальше инвестировать он не мог и взял в кредит 12,35 млрд руб. у Газпромбанка, говорится в пояснительной записке. В 2013–2017 гг. кредит завод погасил, переплатив по нему 5,9 млрд руб., эту переплату и планируется компенсировать за счет субсидий.

Правительство требует от госкомпаний направлять 50% чистой прибыли на дивиденды, но «Роснефтегаз» платит меньше. Главный аргумент его и «Роснефти» как раз заключается в том, что компания реализует несколько масштабных проектов («Звезда» – крупнейший).

Согласно госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 гг.» (утверждена в новой редакции в апреле 2017 г.) финансирование из бюджета верфи должно было начаться в 2021 г. – за четыре года (2021–2024 гг.) завод «Звезда» должен получить 8 млрд руб. от Росимущества в уставный капитал на оплату процентов по кредитам. Еще 1 млрд руб. завод должен был получить в 2016 г., но эти средства не были выделены, говорится в госпрограмме.

На верфи ОСК

12,7 млрд руб. получила ОСК в уставный капитал в 2013–2016 гг. на финансовое оздоровление Амурского судостроительного завода и погашение процентов по кредитам, взятым на консолидацию завода «Северная верфь», говорится в госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 гг.»

Представители «Роснефти», завода «Звезда» и Минпромторга в понедельник на запросы не ответили.

«Звезда» недавно получила первые заказы от компаний, не связанных с «Роснефтью», ключевым становится темп строительства верфи, запуск в срок первой очереди и сдача пилотного заказа в 2019 г.», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Учитывая, что налоги от проекта только за пять лет с 2019 г. могут превысить 200 млрд руб., субсидии на этом этапе могут быть оправданны, они позволят сохранить темпы строительства.

Проект получается очень дорогостоящим, «Роснефть» обязательно будет просить средства из бюджета, рассказывал топ-менеджер судостроительной компании. «Компетенций в крупнотоннажном судостроении России не хватает. Такой проект нужен, планы «Роснефть» [вошла в проект «Звезды» в 2015 г.] заявила очень амбициозные, изначально было понятно, что без бюджетной поддержки их не реализовать», – говорит директор по развитию Portnews Надежда Малышева. «Наверное, ни у кого больше не хватило бы влияния и политического веса, чтобы добиться господдержки такого проекта», – добавляет она.

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в сентябре рассказывал, что «Звезде» для выхода на позитивную экономику нужно до 2035 г. 178 заказов. Пока есть 13: два судна-снабженца по 11,5 млрд руб. заказала сама «Роснефть», она же заказала 10 танкеров ледового класса (могут стоить в сумме $2–2,5 млрд), есть один заказ от ФГУП «Росморпорт» на мелкосидящий ледокол за 3 млрд руб. (с опционом еще на три), напоминает Бурмистров.

Крупнейший игрок на рынке – Объединенная судостроительная корпорация (ОСК; на 100% принадлежит Росимуществу) рассчитывать на субсидии по данному проекту постановления не сможет, так как они выдаются только на инвестпроекты стоимостью свыше 100 млрд руб. Таких инвестиций ОСК не делает. «ОСК получает субсидии на проценты по кредитам. Существует целый ряд действующих постановлений правительства по разным видам кредитов (под гособоронзаказ, под ФЦП, по экспортным контрактам и проч.) – все эти постановления используются для субсидирования процентов», – говорит представитель ОСК, не называя цифр.