Бизнес
Бесплатный
Галина Старинская|Михаил Оверченко
Статья опубликована в № 4461 от 30.11.2017 под заголовком: Электромобили теснят ОПЕК

Рынок электромобилей опередит ожидания ОПЕК

Это сократит дневной спрос на нефть к 2040 году на 8 млн баррелей в сутки, считают эксперты. ОПЕК надеется, что только на 2,5 млн баррелей

К 2040 г. в результате активного развития электромобилей спрос на нефть сократится на 8 млн барр. в сутки, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance (BNEF), занимающаяся исследованиями в области новых видов энергоресурсов. Для сравнения: год назад столько добывали США, сейчас – 9,6 млн барр. в сутки. По данным Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК, обеспечивает треть добычи в мире), в 2016 г. спрос на нефть составил 95,4 млн барр. в сутки, прогноз на 2040 г. – 111,1 млн барр. Сектор дорожного транспорта самый крупный потребитель нефти: в 2016 г. его доля составляла 43% и сохранится в 2040 г., хотя потребление вырастет на 5,4 млн с 43 млн барр. в сутки, прогнозирует ОПЕК. Картель признает влияние электромобилей на нефтяной рынок и допускает, что к 2040 г. спрос окажется ниже, чем в базовом сценарии, – 108,6 млн барр. в сутки вместо 111,1 млн барр. ОПЕК рассчитывает: годовые продажи электромобилей к этому времени достигнут 80 млн шт. (в 2016 г. – 750 000, данные МЭА), т. е. три из пяти автомобилей будут электрическими. По данным BNEF, в 2040 г. в мире будет около 530 млн электромобилей. На конец 2016 г., по данным МЭА, их было около 2 млн.

Спрос может сократиться на 8 млн барр. в сутки уже в 2035 г., допускает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. «Существует более серьезная угроза, чем электромобили, – стремительное повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания. Собственно, из-за электромобилей (рост парка до 355 млн, или 15% от общего парка) потребление нефти снизится на 3 млн барр. в сутки, а за счет повышения эффективности двигателей – на 5 млн барр. в сутки», – объясняет он.

Доля электромобилей в мировом автопарке сейчас 1–2%. Но Великобритания и Франция объявили о планах запретить продажи бензиновых и дизельных машин к 2040 г. Министерство промышленности Китая сообщило, что проводит соответствующие исследования и планирует установить аналогичный срок. Китай также хочет стать мировым лидером по производству электромобилей. Благодаря этому, по оценке BNEF, к 2025 г. 8% всех проданных автомобилей будут электрическими, к 2030 г. – 24%, к 2040 г. – 54%.

Минусы электромобилей

Форсированное развитие автономного электротранспорта способно усугубить экологический ущерб, когда важным источником электроэнергии остается угольная генерация, предупреждал главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Он также напомнил, что не полностью решены вопросы безопасного производства и утилизации компонентов электродвигателей, качества, долговечности, емкости и надежности работы аккумуляторов.

Главным препятствием на пути масштабного распространения электромобилей является их цена, говорит Былкин. Стоимость бюджетного электромобиля начинается от $30 000, но аналоги с двигателями внутреннего сгорания в России стоят в 2 раза дешевле.

По оценке BNEF, электромобили смогут составить конкуренцию машинам с двигателем внутреннего сгорания, когда стоимость энергии литийионных аккумуляторов снизится с нынешних более чем $250 до $100 за 1 кВт ч. Эксперты, выступавшие на конференции BNEF в Шанхае, считают, что это может произойти к 2026 г. Еще в 2010 г. стоимость составляла $1000 за 1 кВт ч.

Но есть и другие сложности. Инфраструктура для подзарядки пока пребывает в зачаточном состоянии, снижение цен на литийионные аккумуляторы может оказаться не таким быстрым, как ожидается, может измениться политика властей. Например, правительство Китая закрыло сектор производства аккумуляторов и их наиболее ценных компонентов, катодов, для иностранных инвестиций.

Российский рынок электромобилей сильно отстает – на 1 июля было зарегистрировано около 1100 электромобилей (данные «Автостата»). В России менее развито экологическое регулирование, чем, например, в Китае и Европе, поэтому почти нет субсидий для чистого транспорта, объясняет эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко. «Также у нас почти нет предложения электромобилей, модельный ряд развит слабо, стоимость машин высока. Усложняют ситуацию и погодные условия, в некоторых регионах годовая температура колеблется от -40 до +40», – добавляет она. Высокие затраты при покупке электромобиля не будут компенсироваться эксплуатационными расходами из-за невысокой цены топлива в России, добавляет Былкин: «Пока ожидать заметного увеличения продаж электромобилей не следует, хотя в следующем десятилетии Россия, вероятно, попадет под влияние мировых трендов».