Рост экспорта зерна из России помог Чикагской бирже

Новый фьючерс на причерноморскую пшеницу оказался популярен среди сырьевых трейдеров и спекулянтов

Торговать в Чикаго фьючерсами на российскую пшеницу стал хедж-фонд Citadel с активами под управлением на $28 млрд
/ Михаил Почуев / ТАСС

Превращение Черноморского региона в ведущего мирового экспортера зерна помогло сделать популярным фьючерсный контракт на причерноморскую пшеницу, который в ноябре 2017 г. предложила Чикагская товарная биржа (CME). На давно существующем крупном рынке такое c новыми деривативами случается редко (мировым ориентиром остается контракт на чикагскую пшеницу, обращающийся более 140 лет). Первая попытка начать в Чикаго торги фьючерсом на причерноморскую пшеницу в 2012 г. оказалась неудачной. Но новый инструмент привлек внимание компаний, торгующих российским и украинским зерном, а также хедж-фондов.

Россия обогнала США и стала крупнейшим экспортером пшеницы в 2015/16 сельскохозяйственном году (длится с июля по июнь), по данным министерства сельского хозяйства США. Затем Россия опустилась на второе место, но в этом году снова станет лидером и займет более 20% мирового рынка, прогнозирует министерство. «[Рост] российского экспорта и производства поразительный», – говорит Мэтт Аммерманн из INTL FCStone.

До сих пор у Черноморского региона, куда трейдеры зерном относят Россию, Украину и Казахстан, не было успешного дериватива на пшеницу. Но сейчас на сентябрьский фьючерс открыты позиции, превышающие 20% российского экспорта пшеницы в этом месяце, когда начинаются основные поставки нового урожая. Стоимость контракта определяется на основе цен на пшеницу в порту Новороссийск от поставщика рыночной информации S&P Global Platts. Фьючерс позволяет хеджироваться компаниям, занимающимся физическими поставками, и уже привлек финансовых игроков, что увеличивает ликвидность. Поскольку это расчетный фьючерс, хедж-фондам, если они держат контракт до истечения срока, не нужно осуществлять поставку товара.

«Всего за несколько месяцев [на рынок] пришло много фондов», – отмечает Суитун Стилл, директор сырьевого трейдера Solaris Commodities, торгующего большими объемами пшеницы через Новороссийск. По его словам, чикагский хедж-фонд Citadel, управляющий активами на $28 млрд, стал активно торговать этими фьючерсами, повышая ликвидность: «Это дало настоящий толчок рынку».

Без нового инструмента

Американский трейдер сельскохозяйственной продукцией Archer Daniels Midland сообщил в начале ноября 2017 г., что понес $20 млн убытков, хеджируя свои поставки причерноморской пшеницы с помощью фьючерсов на американскую. Убыток стал результатом «отсутствия корреляции» между ценами в Чикаго, где главный инструмент – фьючерсы на мягкую краснозерную озимую североамериканскую пшеницу, и ценами в Черноморском регионе, пояснила тогда компания.

Клирингом операций с фьючерсами занимается CME, что снижает риск для контрагентов. Они также позволяют трейдерам извлекать выгоду из разницы цен на контракты на американскую пшеницу в Чикаго и европейскую в Париже. Себастьян Бэррак из Citadel заявил в марте на организованной Financial Times международной конференции по сырьевым рынкам в Лозанне, что причерноморский рынок «очень интересен» для его фонда. «Одно из наших любимых занятий – мониторинг разницы цен в разных регионах мира. Поэтому очевидно, что причерноморский контракт очень нам полезен для трейдинга между регионами», – сказал Бэррак.

Пока новый контракт значительно уступает в популярности чикагскому и парижскому. На конец марта по причерноморским фьючерсам были открыты позиции на 12 220 лотов, что эквивалентно 611 000 т. Это примерно 1% от оборота в торговле чикагской пшеницей на CME. Кроме того, большой остается разница между ценами спроса и предложения – от $1 до $4 (для чикагской пшеницы – четверть цента).

Тем не менее исполнительный директор CME Джеффри Куйперс считает, что рост значимости Черноморского региона способствует успеху нового инструмента: «Рост производства пшеницы там в последние годы предоставил возможность создать регионально релевантный ценовой эталон».

Перевели Алексей Невельский и Михаил Оверченко