«Газпром нефть» может скорректировать стратегию из-за сделки ОПЕК+
Компания может не успеть к 2020 году увеличить добычу до 100 млн т нефти в год«Газпром нефть» может не выполнить все параметры стратегии на 2013–2020 гг. из-за сделки ОПЕК+, следует из отчета компании по РСБУ за I квартал 2018 г. Через два года «Газпром нефть» рассчитывала добывать 100 млн т нефтяного эквивалента в год. Такой уровень добычи прогнозировался как минимум на пять лет – до 2025 г.
Теперь же из-за соглашения об ограничении добычи нефти эти планы, возможно, придется отложить на год или два, указывает компания. Не исключен сценарий, что «Газпром нефть» достигнет целевых уровней в 2021−2022 гг. Но при этом стратегическая цель по поддержанию уровня добычи не ниже 100 млн т н. э. до 2025 г. остается актуальной и достижимой, написано в отчете.
В прошлом году «Газпром нефть» увеличила добычу сырья на 4% до 89,75 млн т н. э. В 2019 г. компания планировала добыть 95 млн т н. э.
В 2014–2015 гг. добыча «Газпром нефти» стремительно росла, как и капитальные затраты, последние достигли пика в 2016 г. и начали снижаться, следует из презентаций компании.
На каких именно месторождениях может приостановиться или замедлиться рост добычи, в отчете не уточняется. Представитель «Газпром нефти» не ответил на вопросы «Ведомостей». А собеседник, близкий к компании, рассказал, что «Газпром нефть» уже ограничивает добычу на части зрелых месторождений для исполнения договоренностей по сделке ОПЕК+ и может продолжить такую практику. Конкретные месторождения он не назвал.
За 2017 г. наибольшее падение добычи случилось на «Ноябрьскнефтегазе» (на 11,5% до 12,2 млн т), на совместном предприятии с «Новатэком» – «Нортгазе» (на 26,9% до 0,38 млн т нефтяного эквивалента), а также на «Томскнефти» (на 4,2% до 4,58 млн т). Запущенные в 2015–2016 гг. новые месторождения Новый порт, Приразломное и Мессояха увеличили добычу и суммарно принесли компании дополнительные 4,75 млн т за прошлый год. «В 2018 г. планируемая добыча на проекте «Новый порт» составит около 6,8 млн т, на Мессояхе – 4,3 млн т (в 100%-ной доле проекта) и на Приразломном – 3,6 млн т», – отмечается в проекте годового отчета, пишет «Интерфакс».
Еще 17 млн т на пике добычи «Газпром нефти» могут принести текущие геологоразведочные и полученные от «Газпрома» проекты «Аяшский» (6 млн т), «Северо-Самбургский» (1 млн т), «Толедо» (3 млн т), «Западно-Зимний» (2 млн т) и др. Сколько компания может потратить на это, не уточняется, однако на дне инвестора в Лондоне «Газпром нефть» в начале года отмечала, что инвестиции компании останутся на уровне прошлого года.
Сейчас у «Газпром нефти» другие приоритеты – совет директоров компании рекомендовал акционерам одобрить выплату рекордных в истории компании дивидендов. За прошлый год он предлагает выплатить 71,1 млрд руб. – это 28% чистой прибыли за год и на 40% больше выплаты за 2016 г.
Нынешняя стратегия «Газпром нефти» была принята в 2013 г. Тогда цены на нефть были выше и конъюнктура была более благоприятной, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но даже если компании не удастся выйти на полку добычи в 100 млн т в год к 2020 г., ничего страшного не произойдет. Ведь эффект от сделки ОПЕК+ с лихвой покрывает недополученную прибыль от ограничения добычи сырья, говорит эксперт. Среднегодовые темпы роста добычи у «Газпром нефти» с 2011 по 2015 г. были выше 8% в год, следует из документов. За 2016–2017 гг. они снизились до 4%. Для сравнения: добыча «Лукойла» за минувший год снизилась, а у «Роснефти» выросла за счет объединения с «Башнефтью» и развития купленных у ННК месторождений.
Сделка ОПЕК+ действует с января 2017 г. Ее участники обязались снизить добычу на 1,8 млн барр. в сутки (из них Россия – на 300 000 барр. в сутки). Сделка уже повлияла и на крупнейшую нефтяную компанию России, «Роснефть», – она допустила возможность отложить запуск Русского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а также Юрубчено-Тохомского месторождения в Красноярском крае. Новые проекты для российских нефтяников, как правило, подпадают под налоговые льготы, что делает их существенно более рентабельными, чем зрелые месторождения, напоминает аналитик «Атона» Александр Корнилов.