Онлайн-площадкам прописали правила работы

Российская Госдума одобрила во втором, основном чтении обязанности агрегаторов
Потребитель получит право требовать у владельца агрегатора вернуть деньги, если продавец не исполнил обязательства в срок/ Евгений Разумный / Ведомости

Госдума 17 июля приняла во втором, основном чтении проект закона, который установит ответственность интернет-агрегаторов товаров и услуг перед потребителями.

Создать базу для регулирования работы интернет-площадок, которые аккумулируют предложения товаров и услуг от множества крупных и мелких компаний, в России пытаются несколько лет. В публичном поле дискуссия началась весной 2014 г. Тогда на совещании Ассоциации компаний розничной торговли сооснователь сети «М.видео» Александр Тынкован предложил возложить на агрегаторы ответственность за то, что предлагают пользователям их партнеры. Крупнейшую российскую торговую площадку – агрегатор «Яндекс.Маркет» он назвал «биржей серого товара» (сама площадка парировала, что работает в рамках закона). Через год предложения по регулированию рынка представил Роспотребнадзор. В первом чтении законопроект был принят летом 2017 г. и с тех пор дорабатывался.

Принятая депутатами на этой неделе версия закона мягче прошлых предложений. В законе закрепляется понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» и фиксируется его ответственность за ущерб потребителю, если представленные данные о товаре или продавце оказались недостоверными.

Согласно принятым во втором чтении поправкам владельцем агрегатора является компания или индивидуальный предприниматель, которым принадлежит специальное программное обеспечение и сайты. Они одновременно позволяют потребителям узнать о предложениях продавца, купить товар или услугу и оплатить их безналичным путем, переведя деньги агрегатору. В случае предоставления владельцем агрегатора недостоверной или неполной информации о товаре, услуге или продавце потребителю он ответственен за убытки последнего. Если же агрегатор передал полученные от продавца данные в неизменном виде, то за убытки потребителя он не отвечает.

Помимо этого потребитель получит право требовать у владельца агрегатора вернуть деньги, если продавец не исполнил обязательства в срок. На такую выплату отводится 10 дней.

Законопроект, если он будет принят в третьем чтении и подписан президентом, заработает с 1 января 2019 г.

Получается, что агрегаторы будут ответственны перед покупателем за полноту предоставленной продавцом информации о товаре, говорит представитель «Яндекс.Маркета», хотя агрегаторы не владеют товаром и не могут проверить полноту информации о нем. «Яндекс.Маркет» владеет также проектом «Беру», который в отличие от «Маркета» принимает оплату от покупателя и, соответственно, попадет под новое регулирование.

Кроме того, на агрегаторов возлагается ответственность не только за информацию, но и за исполнение сделок продавцами, сетует собеседник «Ведомостей»: «В случае нарушения продавцом обязательства по своевременной поставке товара агрегатор должен вернуть деньги потребителю, даже если он их уже перечислил продавцу». Законопроект скорее направлен на установление необоснованно жестких обязательств и ответственности агрегаторов за действия третьих лиц, чем на защиту прав потребителей, рассуждает представитель «Яндекс.Маркета».

Многие интернет-магазины в России работают по смешанной модели, продавая и свои товары, и товары партнеров, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов: среди них Lamoda, Wildberries, Ozon, проект «М.видео» Goods и др. У операторов торговых площадок сложностей с исполнением требований, которые будут зафиксированы новым законом, не возникнет, полагает он: «Напротив, эти поправки только усиливают гарантии потребителя, и это только хорошо».

Законопроект сбалансированный, учитывает интересы и клиентов, и продавцов, считает представитель группы «М.видео-Эльдорадо». Ее агрегатор Goods.ru c запуска ориентирован на предоставление прозрачной информации о товаре и продавце, рассуждает он: «При покупке клиент всегда видит, кто продавец, и краткую юридическую информацию. Также маркетплейс Goods в любом случае оказывает поддержку покупателю на всех этапах возврата или обмена товара».

Новая версия законопроекта создает предпосылки для злоупотребления потребителем правами, опасается представитель «Яндекс.Маркета»: теперь он может получить возмещение и с продавца, и с агрегатора, ведь обязанность агрегатора вернуть деньги покупателю не ставится в зависимость от того, вернул ли деньги покупателю продавец и наоборот.

Потребитель и сейчас может предъявлять претензии одновременно и продавцу, и исполнителю услуги, и производителю товара, и его импортеру, напоминает Соколов из АКИТ. Правда, по его словам, в сложившейся практике случаев, чтобы потребитель одновременно получал выплаты от всех этих сторон по одной претензии, не существует.

Туристических сервисов законопроект не коснется, отмечает руководитель «Юридического центра Шалоносова Эдуарда» Эдуард Шалоносов. Согласно пояснительной записке законопроекта, «ответственность за исполнение договора <...> несет исполнитель», т. е. авиакомпания, объясняет он. Когда онлайн-агентство путешествий выписывает билет, оно выступает лишь агентом, продавец – авиакомпания-перевозчик, указывает эксперт: агентствам придется полностью возместить стоимость перелета, только если они предоставят неверную информацию пассажиру, например спутают аэропорт вылета.

Что касается продажи отелей, то такие сайты, как Booking.com и Airbnb, также будут возмещать стоимость услуг только за неверную информацию, говорит Шалоносов: например, если отеля не окажется по указанному адресу. «Однако подобные компании уже очень тщательно проверяют своих партнеров, поэтому в их работе вряд ли что-либо изменится», – полагает он.

Представители Booking.com, Skyscanner и OneTwoTrip отказались от комментариев. Пресс-служба Mail.ru Group не ответила на запрос.