Власти пытаются избежать нового топливного кризиса

Принятые ранее меры себя исчерпали
Правительство думает, как не дать ценам на бензин снова взлететь/ Владимир Баранов / Ведомости

Правительство ищет способы обеспечить стабильность внутреннего рынка топлива, сообщил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Очередная компенсация нефтяникам за внутренние поставки, так называемый демпфирующий механизм, невозможна, цитирует его «Интерфакс».

У ведомств есть разные предложения, но снижение акцизов на топливо в 2019 г. не обсуждается, добавил он. С января акциз должен вырасти в 1,5 раза до 12 314 руб. за 1 т. Это может привести к резкому росту цен на бензин, предупреждала Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета.

Этой весной цены на бензин и дизельное топливо резко подскочили из-за повышения акцизов, увеличения привлекательности экспорта, роста спроса и традиционного ремонта на НПЗ. Рост удалось остановить в июне, после того как правительство обещало нефтяникам снизить акцизы, а те в свою очередь – сдерживать цены.

Одновременно в этом году правительство решило завершить к 2024 г. начатый еще в 2015 г. налоговый маневр в нефтяной отрасли – постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и повышение НДПИ. Заводы опасаются, что это ударит по переработке нефти и приведет к росту внутренних цен на сырье (они определяются как разница между экспортной ценой и экспортной пошлиной, а также расходами на транспортировку). Законом была предусмотрена компенсация заводам за поставки на внутренний рынок: 60% от разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой – 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. Но нефтяники просили увеличить компенсацию на 230 млрд руб. до 630 млрд руб. в 2018 г., и правительство их поддержало. По словам Сазанова, уже оформлены поправки – фиксированная цена бензина составит около 50 400 руб. за 1 т, дизтоплива – 45 000 руб. «Дальнейшее снижение демпфера или акцизов не сработает, товар вымоется и уйдет на экспорт. Налоговые и экономические меры стимулирования мы уже исчерпали», – пояснил он. А введение заградительной экспортной пошлины при росте внутренних цен убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ. Какие новые меры обсуждает правительство, Сазанов не сказал.

В среду, 24 октября, ситуацию на топливном рынке обсудит с нефтяниками вице-премьер Дмитрий Козак. Представители Козака и Минэнерго отказались комментировать вопрос до совещания. Представители Минэкономразвития, ФАС и нефтяных компаний не ответили на запросы «Ведомостей».

Крупные нефтяные компании пока не повышают розничные цены на АЗС. Независимые заправки, хотя и не договаривались с правительством о замораживании цен, также были вынуждены их не повышать, чтобы не терять клиентов. Но осенью они постепенно начали отпускать цены, поскольку топливо дорожает в опте: с начала сентября цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли на 6%. Российский топливный союз (объединяет независимые АЗС) в конце августа просил правительство принять меры, чтобы не допустить очередного роста цен на топливо. По оценке союза, повышение с нового года акцизов и НДС может привести к увеличению оптовой цены 1 л бензина на 4,4 руб. Топливо в рознице будет равномерно дорожать, говорит младший директор Fitch Вячеслав Демченко: к концу 2018 г. средняя цена на Аи-92 на столичных АЗС может вырасти примерно на 3 руб. до 45 руб. за 1 л.

При сохранении высоких цен на европейском рынке демпфирующий механизм компенсирует 80% потерь нефтяников от поставок на внутренний рынок вместо экспорта, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: «Это поможет удержать рост розничных цен на топливо в пределах инфляции, но нельзя бесконечно работать в убыток – в перспективе требуются дополнительные меры». По его мнению, оптимальным механизмом является плавающий акциз: снижается при высоких ценах на нефть и растет при низких. Но тогда денег могут недосчитаться дорожные фонды, финансируемые за счет акцизов, напоминает Ежов. При текущих рублевых ценах на нефть уже одобренных мер действительно может оказаться недостаточно, согласен Демченко: «Необходимо обеспечить адекватную маржу переработке и рознице. Вопрос в том, заплатит ли за это бюджет или нефтедобывающие компании».