Авиакомпании против ограничения эксплуатации вертолетов 25 годами

Это грозит остановкой полетов половине российского парка, а средств на его обновление нет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минпромторг планирует осуществить радикальный проект по модернизации российского вертолетного парка, запретив или ограничив эксплуатацию машин старше 25 лет, говорится в релизе Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) к «Вертолетному форуму», проходящему в Казани. Впервые этот вопрос на высоком уровне поднял холдинг «Вертолеты России» в 2017 г. Тогда тема не получила развития, но в августе 2018 г. холдинг вернулся к ней уже при поддержке министерств, сообщает АВИ. Лоббируя решение, холдинг апеллирует к безопасности полетов, говорится в релизе.

Цель этой идеи — заменить вертолеты Ми-8Т в парках российских авиакомпаний на более современные модели Ми-8МТВ (производится на Казанском вертолетном заводе) и Ми-8АМТ (Улан-Удэнский вертолетный завод). Это должно обеспечить заводам большой портфель заказов.

Самый популярный

Семейство Ми-8 — самый распространенный гражданский вертолет в мире, используется для перевозки грузов и людей. Модель Ми-8 составляет основу парка российских авиакомпаний — 853 из общего количества в 2700 машин (данные Росавиации и АВИ). 1840 вертолетов — российские, 860 — иностранного производства. Правда, за последний год, по данным Росавиации, летал только 531 Ми-8Т, остальные на консервации из-за нехватки заказов или поломаны.

Новых моделей МТВ/АМТ у авиакомпаний 373 штуки, летали 276 из них. МВТ/АМТ могут работать в более холодных условиях, чем Ми-8Т. Они мощнее, что делает их более устойчивыми и управляемыми в плохую погоду, могут на час дольше лететь без дозаправки, перечисляет топ-менеджер российской авиакомпании.

Иностранные вертолеты в России — это в основном сверхлегкие Robinson и Bell, предназначенные для личных полетов.

Угроза коллапса

Если ограничить срок службы 25 годами прямо сейчас, то из эксплуатации выйдут разом 633 вертолета (Ми-8Т и других моделей), заявил на форуме начальник управления Росавиации по поддержанию летной годности Валерий Кудинов. Работающими на всю страну останутся всего 250 российских вертолетов, в том числе всего три Ми-26 (самый тяжелый грузовой вертолет в мире) — для перевозки грузов придется использовать волокуши, заявил начальник группы «Анализ условий эксплуатации» ГосНИИ Гражданской авиации Николай Осипов.

Ми-8Т эксплуатируются по всему миру (самым молодым из них 27 лет), если страна-производитель ограничит срок их службы у себя, то это ударит по мировой репутации модели, добавил Кудинов из Росавиации.

Слишком дорого

Бизнес-модель большинства вертолетных авиакомпаний, в том числе крупнейшей в России и одной из крупнейших в мире — Utair — строится на дешевой стоимости летного часа. Ее позволяет обеспечить нулевая стоимость владения — все Ми-8Т находятся в собственности, надежны, дешевы в обслуживании, рассказали топ-менеджер лизинговой компании и топ-менеджер крупной авиакомпании.

Получить кредит в банках на покупку или финансирование лизинга вертолета частной компании практически невозможно или условия будут неподъемными, рассказали вице-президент АВИ Александр Калачев и гендиректор авиакомпании РТК Виктор Степанов. Если запретить Ми-8Т, то 15–20% клиентов не выдержат роста стоимости летного часа и просто уйдут с рынка, считает гендиректор авиакомпании «Геликс» Николай Варданов. «Мы не хотим поддерживать вертолетные заводы, как только эксплуатация старых машин станет дороже, чем новых (из-за роста стоимости техобслуживания), мы их сами закажем — пусть рынок определяет», – заявил гендиректор «Чукотавиа» Томаш Трояновский. Новый МВТ/АМТ стоит около 450 млн руб. «Это очень дорого, вы нули уберите», – сказал Трояновский.

Никто не потянет быстрого обновления парка, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. Даже Utair с парком около 320 вертолетов (160 из них Ми-8Т) за последние 10 лет взяла только 37 АМТ/МТВ, говорят менеджеры двух авиакомпаний. Представитель Utair тему не комментирует.

В резолюции заседания эксплуатанты решили рассмотреть возможность подачи иска, если решение об обновлении парка будет принято в нарушение их интересов.

Помощь промышленности

Несколько лет назад правительство запретило продлевать ресурс возрастных грузовых вагонов, что позволило загрузить мощности вагоностроительных заводов. Идея по вертолетам еще обсуждается в министерствах и в правительство не поступала, говорит федеральный чиновник. Ее активно продвигают «Вертолеты России» и владеющий холдингом «Ростех», утверждает федеральный чиновник и топ-менеджер авиакомпании.

«У нас нет антагонизма с эксплуатантами, без авиакомпаний мы не сможем двигаться дальше. Нужен баланс позиций, необходимо совместно разработать стратегию развития вертолетного парка и рынков, потребляющих вертолетные услуги», – сказал на «Вертолетном форуме» гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский. «Я не сторонник революционных решений, понятно, что нужен переходный период», – добавил он.

Аргумент о небезопасности Ми-8Т просто несостоятелен, заявил Осипов из ГосНИИ ГА: эта модель самая безопасная в мире: в среднем 333 000 часов налета на смертельное ранение. У МВТ/АМТ всего 156 000 налета на смерть, добавил он.

Технических оснований для запрета эксплуатации техники старше 25 лет нет, признал представитель Минпромторга. Но все более строгие требования корпоративных клиентов к технике заставляют авиакомпании обновлять парк, добавляет собеседник. В целях обновления парка и загрузки мощностей Минпромторг совместно с «Вертолетами России» прорабатывает применение механизма трейд-ин для вертолетной техники, сказали в Минпромторге.

«Роснефть» с января 2017 г. уже запретила использование на своих объектах вертолетов старше 25 лет, рассказали топ-менеджеры двух авиакомпаний.

«Модернизация парка будет продолжаться, и отрасль в любом случае ждет шок и перестроение, так как она много лет работала без лизинговых платежей. Решение об обновлении должно быть очень взвешенным и предусматривать переходный период. Также авиакомпаниям надо предложить системный компенсационный механизм со стороны государства», — говорит ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов.

Читать ещё
Preloader more