Авиакомпании против ограничения эксплуатации вертолетов 25 годами

Это грозит остановкой полетов половине российского парка, а средств на его обновление нет
Евгений Разумный / Ведомости

Минпромторг планирует осуществить радикальный проект по модернизации российского вертолетного парка, запретив или ограничив эксплуатацию машин старше 25 лет, говорится в релизе Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) к «Вертолетному форуму», проходящему в Казани. Впервые этот вопрос на высоком уровне поднял холдинг «Вертолеты России» в 2017 г. Тогда тема не получила развития, но в августе 2018 г. холдинг вернулся к ней уже при поддержке министерств, сообщает АВИ. Лоббируя решение, холдинг апеллирует к безопасности полетов, говорится в релизе.

Цель этой идеи — заменить вертолеты Ми-8Т в парках российских авиакомпаний на более современные модели Ми-8МТВ (производится на Казанском вертолетном заводе) и Ми-8АМТ (Улан-Удэнский вертолетный завод). Это должно обеспечить заводам большой портфель заказов.

Самый популярный

Семейство Ми-8 — самый распространенный гражданский вертолет в мире, используется для перевозки грузов и людей. Модель Ми-8 составляет основу парка российских авиакомпаний — 853 из общего количества в 2700 машин (данные Росавиации и АВИ). 1840 вертолетов — российские, 860 — иностранного производства. Правда, за последний год, по данным Росавиации, летал только 531 Ми-8Т, остальные на консервации из-за нехватки заказов или поломаны.

Новых моделей МТВ/АМТ у авиакомпаний 373 штуки, летали 276 из них. МВТ/АМТ могут работать в более холодных условиях, чем Ми-8Т. Они мощнее, что делает их более устойчивыми и управляемыми в плохую погоду, могут на час дольше лететь без дозаправки, перечисляет топ-менеджер российской авиакомпании.

Иностранные вертолеты в России — это в основном сверхлегкие Robinson и Bell, предназначенные для личных полетов.

Угроза коллапса

Если ограничить срок службы 25 годами прямо сейчас, то из эксплуатации выйдут разом 633 вертолета (Ми-8Т и других моделей), заявил на форуме начальник управления Росавиации по поддержанию летной годности Валерий Кудинов. Работающими на всю страну останутся всего 250 российских вертолетов, в том числе всего три Ми-26 (самый тяжелый грузовой вертолет в мире) — для перевозки грузов придется использовать волокуши, заявил начальник группы «Анализ условий эксплуатации» ГосНИИ Гражданской авиации Николай Осипов.

Ми-8Т эксплуатируются по всему миру (самым молодым из них 27 лет), если страна-производитель ограничит срок их службы у себя, то это ударит по мировой репутации модели, добавил Кудинов из Росавиации.

Слишком дорого

Бизнес-модель большинства вертолетных авиакомпаний, в том числе крупнейшей в России и одной из крупнейших в мире — Utair — строится на дешевой стоимости летного часа. Ее позволяет обеспечить нулевая стоимость владения — все Ми-8Т находятся в собственности, надежны, дешевы в обслуживании, рассказали топ-менеджер лизинговой компании и топ-менеджер крупной авиакомпании.

Получить кредит в банках на покупку или финансирование лизинга вертолета частной компании практически невозможно или условия будут неподъемными, рассказали вице-президент АВИ Александр Калачев и гендиректор авиакомпании РТК Виктор Степанов. Если запретить Ми-8Т, то 15–20% клиентов не выдержат роста стоимости летного часа и просто уйдут с рынка, считает гендиректор авиакомпании «Геликс» Николай Варданов. «Мы не хотим поддерживать вертолетные заводы, как только эксплуатация старых машин станет дороже, чем новых (из-за роста стоимости техобслуживания), мы их сами закажем — пусть рынок определяет», – заявил гендиректор «Чукотавиа» Томаш Трояновский. Новый МВТ/АМТ стоит около 450 млн руб. «Это очень дорого, вы нули уберите», – сказал Трояновский.

Никто не потянет быстрого обновления парка, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. Даже Utair с парком около 320 вертолетов (160 из них Ми-8Т) за последние 10 лет взяла только 37 АМТ/МТВ, говорят менеджеры двух авиакомпаний. Представитель Utair тему не комментирует.

В резолюции заседания эксплуатанты решили рассмотреть возможность подачи иска, если решение об обновлении парка будет принято в нарушение их интересов.

Помощь промышленности

Несколько лет назад правительство запретило продлевать ресурс возрастных грузовых вагонов, что позволило загрузить мощности вагоностроительных заводов. Идея по вертолетам еще обсуждается в министерствах и в правительство не поступала, говорит федеральный чиновник. Ее активно продвигают «Вертолеты России» и владеющий холдингом «Ростех», утверждает федеральный чиновник и топ-менеджер авиакомпании.

«У нас нет антагонизма с эксплуатантами, без авиакомпаний мы не сможем двигаться дальше. Нужен баланс позиций, необходимо совместно разработать стратегию развития вертолетного парка и рынков, потребляющих вертолетные услуги», – сказал на «Вертолетном форуме» гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский. «Я не сторонник революционных решений, понятно, что нужен переходный период», – добавил он.

Аргумент о небезопасности Ми-8Т просто несостоятелен, заявил Осипов из ГосНИИ ГА: эта модель самая безопасная в мире: в среднем 333 000 часов налета на смертельное ранение. У МВТ/АМТ всего 156 000 налета на смерть, добавил он.

Технических оснований для запрета эксплуатации техники старше 25 лет нет, признал представитель Минпромторга. Но все более строгие требования корпоративных клиентов к технике заставляют авиакомпании обновлять парк, добавляет собеседник. В целях обновления парка и загрузки мощностей Минпромторг совместно с «Вертолетами России» прорабатывает применение механизма трейд-ин для вертолетной техники, сказали в Минпромторге.

«Роснефть» с января 2017 г. уже запретила использование на своих объектах вертолетов старше 25 лет, рассказали топ-менеджеры двух авиакомпаний.

«Модернизация парка будет продолжаться, и отрасль в любом случае ждет шок и перестроение, так как она много лет работала без лизинговых платежей. Решение об обновлении должно быть очень взвешенным и предусматривать переходный период. Также авиакомпаниям надо предложить системный компенсационный механизм со стороны государства», — говорит ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов.