Почему РЖД не спешит продавать невозвратные билеты на поезда дальнего следования

Компания имеет право предлагать их с начала года, но пока такие билеты доступны лишь на три маршрута
Невозвратные билеты разрешено продавать только в вагоны купе, СВ и выше классом/ С. Николаев / Ведомости

Возможность продавать невозвратные билеты «дочка» РЖД – Федеральная пассажирская компания (ФПК) получила с января 2019 г. Первые продажи безвозвратных билетов начались только 20 января. Но они были предложены лишь на два маршрута – на поезда № 739/740 Москва – Воронеж и № 25/26 Москва – Ижевск отправлением с 19 апреля. С 5 февраля начались продажи безвозвратных билетов по третьему маршруту – на поезд № 737/738 Воронеж – Москва. В ближайшие несколько месяцев они будут доступны еще на нескольких маршрутах, сообщила РЖД, в том числе с 19 февраля на поезд № 25/26 Москва – Санкт-Петербург, с 5 марта – на поезд № 49/50 Самара – Москва, с 19 марта – на поезд № 642 Ростов-на-Дону – Адлер, со 2 апреля – на поезд № 104 Москва – Адлер.

«В целом невозвратные билеты составят до 10% от общего количества билетов, предложенных к продаже на тот или иной поезд», – говорится в сообщении РЖД. Представители ФПК и РЖД не объяснили, почему перевозчик не торопится вводить безвозвратные тарифы.

ФПК управляет всеми пассажирскими поездами дальнего следования и скоростными поездами, за исключением «Сапсанов». Невозвратные билеты разрешено продавать только в вагоны купе, СВ и выше классом, а также в скоростных поездах. Билетов в плацкарт и общие вагоны новшество не затронуло – цены на них регулируются государством. В 2017 г. ФПК перевезла 95,1 млн пассажиров, из них в регулируемом сегменте – почти 60 млн человек (63%).

РЖД продолжает перенимать опыт одного из главных конкурентов – авиации, комментирует гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Невозвратные тарифы востребованы, потому что они дешевле. Для перевозчиков такие билеты тоже выгодны – с их помощью повышается спрос, увеличивается загрузка, указывает он. Растет и выручка, отмечает Рыбак: по статистике, около 10–15% пассажиров не являются на рейс. В таких случаях РЖД сможет еще раз продать место – с посадкой пассажира на следующей станции.

Российским авиакомпаниям разрешили продавать невозвратные билеты примерно пять лет назад и тогда они практически мгновенно появились на всех маршрутах, вспоминает Рыбак. РЖД не торопится их вводить на все маршруты – видимо, из-за желания «осмыслить» новый механизм, думает эксперт. Для железнодорожного транспорта это радикальная инновация, которая требует адаптации не только РЖД, но и пассажиров, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Пассажиры ФПК в отличие от авиакомпаний привыкли к возможности сдать билет практически в любой момент без потери стоимости (если билет сдается не позже чем за 8 часов до отправления поезда), замечает он: «И при приобретении невозвратного билета с увеличенной глубиной продаж (сейчас – до 90 дней до поездки) они могут серьезно недооценить риски, связанные с невозможностью осуществить поездку».

Маршруты, выбранные для этого, подходящие – одни из самых популярных, замечает Рыбак.

Доля невозвратных билетов у российских авиакомпаний в среднем около 70%, отмечает Бурмистров. В 2018 г. этот показатель составил 72%, как и год назад, говорит и представитель сервиса Tutu.ru.

РЖД со временем может ввести невозвратные билеты на все маршруты в России, полагает Бурмистров. Но из-за необходимости изучения влияния невозвратных билетов на заполняемость поездов и доходность маршрутов это произойдет не ранее 2020 г., думает он. Человек, знакомый с менеджерами ФПК, более осторожен: по его словам, сейчас проводится эксперимент, от которого будут зависеть дальнейшие решения об использовании безвозвратных билетов.

Исправленная версия. Уточнен комментарий гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова

РЖД показала новый плацкартный вагон. Не на картинке, а реальный