Почему протеже Карлоса Гона в Nissan разлюбил своего босса

Хирото Сайкава обвиняет экс-президента альянса Renault-Nissan-Mitsubishi в том, что под его руководством компания шла не тем путем
Хирото Сайкава/ Martin BUREAU / AFP

19 ноября 2018 г. войдет в учебники по менеджменту и пиару. В этот день гендиректор Nissan Хирото Сайкава созвал в Токио пресс-конференцию, на которой заявил, что несколько часов назад председатель совета директоров компании и глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон арестован по подозрению в использовании средств Nissan в личных целях и иных финансовых нарушениях.

Прежде Сайкава не переставая хвалил своего начальника, но на той пресс-конференции начал его неожиданно жестко критиковать: Nissan стагнировал, а не развивался из-за того, что «столько власти было сосредоточено в руках одного человека»; «у долгого правления Гона была темная сторона» и Сайкава чувствует «глубокое разочарование, растерянность, даже отчаяние, возмущение и обиду» из-за проступка главы альянса (цитаты по The Japan Times и Bloomberg).

«Я как будто слушаю речь Брута из драмы «Юлий Цезарь», – признался The Japan Times аналитик, который попросил сохранить анонимность.

В заголовках газет, особенно французских, на следующий день Сайкава предстал Иудой. «Протеже Гона раскритиковал своего наставника», – писал, например, Le Point. А японские соцмедиа хвалили Сайкаву за то, как он провел пресс-конференцию, пишет The Japan Times. Он неторопливо и спокойно 90 минут отвечал на вопросы, не прячась за спины юристов или других топ-менеджеров. «Довольно показательно, что он не стоял и не кланялся в извинениях», – говорил один из руководителей Nissan, обращая внимание, что Сайкава всем своим поведением подчеркивал, что его вины в происходящем нет.

Сайкава, похоже, за всю жизнь не произнес столько слов о своих чувствах в одном предложении, комментировала его пресс-конференцию The Wall Street Journal (WSJ). Если вы смотрели Star Trek, то вам легко будет его представить: Сайкава бесстрастен, как Спок, недаром в компании его прозвали пришельцем или киборгом. Тем удивительнее, что на следующий день на встрече с менеджерами Nissan Сайкава несколько раз прерывал свою речь, вид у него был такой, будто на глазах стоят слезы, рассказывали источники WSJ.

Прошло еще четыре дня, и именно Сайкава предложил уволить Гона с поста председателя совета директоров Nissan. Совет директоров его поддержал. Гендиректор Nissan давил и на Renault, но французы отказывались отправлять Гона в отставку, пока 23 января тот сам не написал заявление об уходе, отмечает Bloomberg. Гон, сидя за решеткой, отвергал все обвинения – тем временем гендиректор Nissan успел извиниться за неверное раскрытие информации и пообещал улучшить корпоративное управление.

О компании Nissan Motor Co.

автомобилестроительная компания


Акционеры: Renault S.A. (43,4%), в свободном обращении – 52,6% акций.
Капитализация – $33,1 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие финансового года, завершившегося 30 сентября 2018 г.):
выручка – 5,5 трлн иен ($50,2 млрд),
чистая прибыль – 246,3 млрд иен ($2,2 млрд).
Продажи (2018 г.):
в мире – 5,65 млн автомобилей (данные компании),
в России – 80 925 автомобилей
(данные АЕВ).


Основана в 1933 г. в Японии, производит автомобили под брендами Nissan, Infiniti, Datsun. С 1999 г. вместе с французской Renault входит в альянс Renault-Nissan. В 2016 г. Nissan приобрел 34% акций компании Mitsubishi Motors, которая стала третьим членом альянса. С 2009 г. работает завод Nissan в Санкт-Петербурге. В 2017 г. выручка официального представителя Nissan в России, ООО «Ниссан мэнуфэкчуринг рус», составила 105,8 млрд руб., чистый убыток – 7,6 млрд.

Протеже Гона

Как это принято в корпоративном мире Японии, Сайкава всю жизнь провел в одной компании. Он пришел в Nissan в 1977 г., окончив факультет экономики престижного Токийского университета, и потихоньку продвигался по корпоративной лестнице. Большая часть карьеры прошла в департаменте закупок, а это важнейшее для автомобильных компаний направление: на комплектующие сторонних производителей приходится 2/3 себестоимости машины, отмечает The Japan Times. Стремительный взлет Сайкавы начался, когда в Nissan прибыл Гон.

В конце 1990-х гг. Nissan погряз в долгах и оказался на грани банкротства. В 1999 г. гендиректор Renault Луи Швейцер решился на рискованный, как казалось многим, шаг: купил 35% японского автопроизводителя, который был в полтора раза крупнее. По выпуску легковых автомобилей Renault занимала 9-е место в мире, а Nissan – 6-е. Выручка Renault была $35 млрд, Nissan – $49 млрд.

В Японию приехал спасатель – заместитель Швейцера Карлос Гон с командой из 30 менеджеров. Тогда и пересеклись их пути с Сайкавой. Японец всего на четыре месяца старше Гона, хорошо говорил по-английски, готов был часами напролет помогать Гону и не впадал в ужас от его идей по реструктуризации компании. Гон закрыл пять заводов и сократил 21 000 рабочих мест в Nissan – на такое в Японии мог решиться только чужак, замечает The Japan Times.

Сайкава быстро стал правой рукой Гона. Тот поручил японцу важнейшее направление – выстроить систему совместных закупок для Renault и Nissan и тем самым снизить издержки. Сайкава признавался Bloomberg, что был крайне удивлен: он-то готовился выполнять приказания французов, а в итоге сам стал командовать ими. Он мотался между Токио и Парижем, где в штаб-квартире Renault за ним был закреплен отдельный офис, отсеивал одних поставщиков и выбивал скидки из других. Сайкава отлично справился. «Он жесткий переговорщик; Гон не сделал бы его гендиректором, будь это иначе», – говорят опрошенные The Japan Times эксперты.

Гон продвинул Сайкаву в совет директоров Renault, способствовал его назначению президентом Nissan в США, ключевом для компании рынке, а в 2009 г. перебросил в Азию, продажи в которой становились все важнее для компании. В конце концов Сайкава стал вторым человеком в Nissan – директором по конкуренции.

В октябре 2016 г. Гон объявил, что со следующего года Сайкава станет гендиректором Nissan вместо него: «Я всегда говорил, что хотел бы видеть после себя на этом посту японца, и годами готовил к этому Сайкаву. Он пережил вместе со мной все стадии трансформации Nissan. Я полностью ему доверяю. Он думает так же, как я».

Нетипичный японец

Сайкава вел себя необычно для японского менеджера с амбициями карьерного роста, отмечает WSJ. Он редко ходил обедать или выпивать с коллегами, что в Японии традиция. Четко разделял бизнес и личные дела. У него есть два телефона: один – для работы, другой – для личных бесед. Он ни разу не перепутал и не позвонил семье с рабочего номера, рассказывали источники The Japan Times. Кстати, Сайкава настолько мало рассказывал о себе коллегам, что почти никто не знал, что у него есть жена. На самом деле Сайкава женат, у него три взрослые дочери. «Никогда не знаешь, о чем он думает», – жаловался WSJ коллега, бок о бок проработавший с ним не один год. Ездит он на сравнительно скромном кроссовере Nissan Skyline (в России – Infiniti QХ50).

Иногда Сайкава устраивает вечеринки у себя дома, приглашения на которые получают очень немногие коллеги. Один из топ-менеджеров, удостоенный такой чести, рассказывал WSJ, что дома Сайкава был совсем другим человеком: разливал напитки, вовсю шутил. Этот же человек уверяет, что Сайкава любит гулять со своей собакой.

Традиционно новый гендиректор японской компании устраивает пресс-конференцию, где рассказывает о семье, хобби и других личных делах. Сайкава обошелся без этого. Зато в раздаваемых в 2017 г. интервью называл Гона «харизматичным героем», который спас компанию, и надеялся, что ему по силам будет сохранить его стиль управления.

WSJ со ссылкой на источники в Nissan писала, что Сайкава боготворил Гона, подражал его манере держаться и часто начинал предложения со слов: «Как говорит Гон». «Я столькому научился у Гона», – рассказывал Сайкава французской газете Les Echos. На собраниях он мог неожиданно накинуться на человека за неудовлетворительные результаты, как это любил делать Гон. Но в разговоре один на один был куда спокойнее и слушал, можно сказать, сочувственно.

«Он силен и энергичен, – говорил Reuters топ-менеджер Nissan. – Кто-то обожает его, кто-то ненавидит. Есть те, которым он не нравится из-за излишней строгости». «Его мышление более бизнес-ориентированное, чем даже у французов», – отмечал в 2016 г. источник японского интернет-издания Newswitch, противопоставляя Сайкаву другим японцам, которые ценят дружбу выше прибыли.

Разлад между соратниками

Сайкава заработал репутацию защитника Nissan от интересов французских акционеров. В 2015 г. правительство Франции увеличило долю в Renault с 15 до 19,7%, таким образом получив больше влияния и на Nissan: 43% японской компании принадлежит Renault. Сайкава громко сетовал на несправедливость: у японцев в Renault всего 15%, и те без права голоса. При этом японская компания куда крупнее французской. Сайкава возглавил переговоры с французскими чиновниками и смог добиться обязательств, что правительство будет голосовать всем пакетом в исключительных случаях, а по всем другим вопросам использовать не более 18% голосов. Также был закреплен принцип невмешательства Renault в ряд вопросов, которые отнесли к прерогативе совета директоров Nissan. Если французы нарушат слово, Nissan выговорил себе право увеличить долю в Renault до 25%, сообщал Le Point.

Инвесторы считали Сайкаву бесспорным преемником Гона – не только в Nissan, но и во всем альянсе. Однако после того, как Сайкава стал гендиректором Nissan, в отношениях двух лидеров начала расти трещина, знает WSJ.

Гон ушел из гендиректоров Nissan в 2017 г. – для того чтобы освободить время и подготовить почву для окончательного слияния автокомпаний, пишет Le Point. Сохрани альянс прежнюю структуру, Гону пришлось бы отказаться от части власти: гендиректор Renault не может быть старше 65 лет, а Гону исполняется столько в марте 2019 г. Гон мог сохранить все рычаги влияния, несмотря на возраст, если бы новая объединенная компания была зарегистрирована за пределами Франции.

Пустое место

После ареста Карлоса Гона и его заместителя Грега Келли (25 декабря выпущен под залог) в совете директоров Nissan освободились два места. В середине декабря Тьерри Боллоре, исполнявший тогда обязанности гендиректора Renault, попросил гендиректора Nissan Хирото Сайкаву созвать как можно скорее собрание акционеров и назначить новых членов совета директоров. Сайкава ответил, что большинство в совете директоров хотело бы повременить с этим несколько месяцев и обдумать, как улучшить управление компанией. 5 февраля Nissan сообщил, что внеочередное собрание акционеров назначено на 8 апреля. На повестке дня – исключение из совета директоров Гона и Келли и включение в него председателя совета директоров Renault Жан-Доминика Сенара. Что станет со вторым местом в совете директоров, Nissan не уточнил.

В апреле прошлого года Сайкава публично заявил в интервью газете Nikkei, что не видит выгоды в более тесном объединении с Renault. Гон был в ярости и сделал коллеге выговор: мол, такой разброд мнений среди руководства подрывает доверие к Nissan. Тут некстати у компании упали продажи в США – и за это Сайкава получил еще один выговор от Гона, пишет Bloomberg.

Поиск крайнего

В сентябре 2017 г. стало известно, что контроль качества новых автомобилей на заводах Nissan осуществляли люди, не имеющие на это права. Скандал привел к отзыву более миллиона машин и приостановке производства в Японии на две недели для проведения расследования. Хотя нарушения происходили с 2014 г., когда руководителем компании был Гон, а Сайкава проработал гендиректором меньше года, японец взял на себя вину, принес все ритуальные извинения и объявил, что добровольно снижает себе зарплату и бонусы. Гон так и не извинился. Более того, пожурил Сайкаву, что тот медленно реагировал на критику и не торопился исправлять ошибку, говорили источники Bloomberg.

В июле прошлого года Nissan признал, что на японских заводах фальсифицировали результаты проверок вредных выбросов и экономии топлива новых автомобилей. Гон как раз был в Японии, но в отпуске. Прерывать отдых он отказался, пришлось Сайкаве в одиночку отдуваться перед японскими журналистами.

Начались расхождения и в стиле управления, отмечает WSJ. Гон обожал четкие численные ориентиры, полагая, что цифры легче доступны пониманию и так проще сориентировать сотрудников на их достижения. Сайкава говорил, что хотел бы избегать труднодостижимых целей, предпочитая более размытые ориентиры по повышению прибыльности.

Гон правил железной рукой и из-за этого у японцев накопилось немало недовольства, утверждает Le Point. «Нашему терпению пришел конец. Гон, вероятно, превосходный начальник. Но когда дело заходит о человеческих качествах, меня так и тянет крикнуть: «Спасите!» – жаловался этой газете топ-менеджер Nissan на условиях анонимности.

Тайны менеджеров

Осенью 2018 г. Сайкава узнал, что с апреля в компании идет секретное расследование о доходах Гона, пишет WSJ. Вели его четыре человека: два из Nissan и два внешних специалиста, рассказывали источники французского журнала Challenges. В августе информацию передали в правоохранительные органы, а Сайкаву поставили в известность только в октябре, когда было доказано, что он не причастен к нарушению закона Гоном.

У Bloomberg другая информация: еще в августе Сайкава предупредил министра экономики, торговли и промышленности, что в конце года Nissan, скорее всего, столкнется с серьезной проблемой. Агентство предполагает, что речь шла об аресте Гона. Nissan же уверяет, что Сайкава говорил о продолжающемся расследовании нарушений на заводах компании.

У Гона была своя тайна, пишет WSJ. Якобы отношения с Сайкавой испортились настолько, что глава Renault задумал добиться его увольнения, придравшись к скандалам на заводах в Японии и плохим результатам компании в США. Смещение планировалось на конец ноября. Но Гон не успел – 22 ноября его бывший протеже сам его уволил.

Какое будущее у альянса Renault-Nissan-Mitsubishi

Опрошенные Automotive News аналитики видят несколько вариантов развития событий.
Первый – окончательное слияние под эгидой Renault. Хотя мало кому известно, что написано в соглашении о создании альянса. Его инициатор Луи Швейцер говорил, что французы выбрали альянс, а не поглощение, чтобы «не ущемлять корпоративную гордость Nissan».
Второй вариант – изменение акционерного капитала участников альянса. У Nissan в Renault 15%, но без права голоса. Если Nissan увеличит пакет до 25%, по японским законам это лишит Renault права голоса в Nissan и укрепит независимость последнего, пишет Automotive News. Источники Bloomberg сообщали, что в прошлом году Nissan начал готовиться к выводу $1 млрд из СП в Китае на счета штаб-квартиры, и предполагали, что эти деньги могут быть пущены на скупку акций Renault в случае конфронтации. Альтернативный вариант – Renault добровольно продает часть пакета в Nissan, продолжает Automotive News. Это могло бы снизить недовольство японцев тем, что Nissan более крупная компания, а играет роль дойной коровы: не имеет права голоса в Renault, зато на нее приходится значительная часть чистой прибыли французской компании.
Наконец, третий вариант – развод. Но он представляется маловероятным, так как компании теряют слишком много от разрушения сложившейся синергии.

Гон обвиняет

Гон продолжает оставаться за решеткой, но на прошлой неделе он дал первое со времени ареста интервью. Японскую Nikkei он убеждал, что обвинения в его адрес – результат «заговора и предательства» руководства Nissan, а нарушений он не совершал. По версии Гона, он хотел окончательно объединить альянс и управлять объединенной компанией. Руководство Nissan было против. Гон хотел обсудить объединение втроем, вместе с Сайкавой и гендиректором Mitsubishi Motors Осамой Масуко. Но Сайкава, как уверяет Гон, настоял на переговорах один на один.

На прямой вопрос на пресс-конференции в день ареста Гона, не заговор ли это, Сайкава ответил: «Я так не расцениваю. Я бы так не объяснял и вам не советовал думать в этом ключе» (цитата по The Japan Times).

А после интервью Гона Сайкава заявил, что никаких предложений об окончательном слиянии от Renault не поступало, а если в будущем и потребуется изменить принципы взаимодействия компаний, то этот вопрос надо будет серьезно обдумать, передает японский телеканал NHK. Bloomberg напоминает, что Сайкава не раз высказывался о том, что Nissan – по-прежнему более крупная компания, чем Renault, – должен играть более важную роль в альянсе. Например, не обязательно во главе альянса должен стоять лидер Renault.

Теперь Сайкава заговорил о том, что может и не остаться гендиректором Nissan. «Я думаю, что должен передать эстафету, когда компания вернется на верный путь, и не думаю, что стоит тратить много времени на достижение этой цели, – сказал Сайкава в конце января в интервью Bloomberg. – Июнь [когда традиционно проводится собрание акционеров компании] не крайний срок, я постараюсь выполнить свой долг как можно скорее, чтобы передать власть».