Китай сократил в феврале закупки российской нефти

Она оказалась дороже бразильской и оманской
Причина снижения импорта в Китай – цена российской нефти стала менее привлекательной/ Aly Song / Reuters

Китай импортировал в феврале меньше на 5,74 млн т, или на 17,5%, российской нефти, чем в январе, – такие данные главного таможенного управления КНР приводит «Интерфакс». Россия переместилась на второе место после Саудовской Аравии среди поставщиков нефти в Китай, последний раз подобное фиксировалось в ноябре прошлого года.

Выручка российских компаний от поставки нефти в Китай в феврале упала на 10% по сравнению с январем до $3,1 млрд, сообщает китайская таможня.

Причина снижения импорта в Китай – цена российской нефти стала менее привлекательной. «Импорт российской нефти в Китай в феврале уменьшился на 150 000 баррелей в сутки по сравнению с январем и составил 1,5 млн баррелей в сутки – в связи со снижением привлекательности закупок российских сортов относительно сырья из других регионов мира», – говорит редактор Argus China Petroleum Том Рид.

По оценкам Argus, в декабре, когда торговались партии нефти с отгрузкой в феврале, стоимость российской смеси ESPO (поставляется по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан) с поставкой в провинцию Шаньдун на спотовом рынке была почти на $0,9 за баррель выше, чем цены на конкурирующий бразильский сорт Lula, поэтому китайские переработчики отдали предпочтение бразильскому сырью, утверждает Рид. Китай, по его данным, импортирует более 1 млн баррелей ESPO в сутки, а поставки нефти сорта Urals и сахалинского сорта Sokol варьируются в зависимости от экономики арбитражных отгрузок. «В ноябре партии Urals с поставкой в Шаньдун в феврале стоили примерно на $2 за баррель дороже, чем конкурирующая среднесернистая оманская нефть, что привело к снижению привлекательности закупок Urals для переработки на китайских НПЗ», – объясняет Рид.

В феврале Китай увеличил импорт венесуэльской нефти на 17% до 2,03 млн т, бразильской – на 6,1% примерно до 4 млн т, сообщает таможня Китая. Выросли, вопреки санкциям США, и закупки нефти у Ирана – на 22% относительно января до 1,96 млн т.

Китай – второе после Евросоюза направление экспорта нефти и нефтепродуктов для России в 2018 г. Крупнейший поставщик нефти в Китай – «Роснефть». В 2018 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что компания планирует поставить в Китай 50 млн т.

В прошлом году «Роснефть» сообщала, что пересмотрела приоритеты и увеличила поставки в Азию и Китай в ущерб Европе. Госкомпания поставила в Азию суммарно 59,2 млн т, а в Европу – 55,8 млн т. Поставлять нефть в Китай для «Роснефти» было выгоднее, чем в Европу, – выше доходность, к тому же китайцы предоставляли авансы.

«Роснефть» исполняет все контрактные обязательства перед Китаем полностью и в срок, заявил представитель госкомпании: «Необходимо отметить, что февраль – короткий месяц, что в том числе сказывается на поставках в сравнении с январем».

«Говорить о формировании долгосрочного тренда, что поставки в Китай из России будут снижаться, нельзя», – говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Причиной роста цены российской нефти в феврале могли быть погодные условия, рост переработки и поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, а также спрос на нефтепродукты в Китае и многие другие факторы, отмечает эксперт. В частности, до 10 февраля в порту Козьмино сохранялась штормовая погода, сообщала «Транснефть», но по итогам месяца было отгружено через Козьмино 2,4 млн т, писала компания.

«Колебания в спредах между разными сортами нефти – обычное дело», – говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. С ним солидарен Танурков – покупатели всегда пытаются взять ту нефть, что дешевле, геополитической подоплеки тут нет. «Если цена на определенную марку растет без каких-то фундаментальных причин – спрос на нее падает, что вынуждает продавца снизить цены», – говорит Маринченко.

«В следующем году основной фактор, который будет сильно влиять на дифференциалы, – это новые правила по сернистости нефти IMO. В результате нефть с более высоким содержанием серы (например, Urals) может подешеветь, а более качественная российская нефть, идущая на восток, – подорожать», – заключает Маринченко.