Европарламент согласовал поправки в газовую директиву

Для вступления в силу закона нужно только утверждение его Советом ЕС
Для вступления в силу закона, ограничивающего «Газпром» в контроле над «Северным потоком – 2», нужно только его утверждение Советом ЕС/ ТАСС

В четверг, 4 апреля, Европарламент сообщил об утверждении обновленной версии газовой директивы (2009/73/EC). Документ является частью Третьего энергопакета ЕС, который регулирует рынки газа и электроэнергии на территории Евросоюза. «Это конец эры монополии на европейском газовом рынке – монополии, которая либо угрожает повышенными ценами, либо просто перекрытием крана», – цитирует «Интерфакс» председателя комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике Ежи Бузека, обращавшегося к парламентариям перед голосованием.

Последним этапом должно стать утверждение законопроекта Советом ЕС, предполагается, что это может произойти в начале мая.

Основная суть вносимых изменений сводится к распространению ключевых принципов регулирования европейского рынка газа не только на сухопутные, но и на морские газопроводы в пределах территориальных вод стран – участниц ЕС (действующая версия закона их регулирование описывает нечетко. – «Ведомости»). Среди основных требований, которые будут касаться этих участков газопровода, разделение функций транзитера и поставщика и допуск к поставкам по трубе третьих сторон.

Ни г-н Бузек, обращаясь к Европарламенту, ни Еврокомиссия, предложившая законопроект, на конкретных поставщиках газа в Европу или инфраструктурных проектах внимание не акцентировали. Но первый проект поправок содержал список признаков, которые позволяли делать исключения почти для всех уже действующих или проектируемых трубопроводов. Таким образом, утверждение поправок в первую очередь могло отразиться на проекте «Северный поток – 2», который должен пройти по дну Балтийского моря из России в Германию.

Для «Газпрома», 100%-ная «дочка» которого Nord Stream 2 AG является оператором проекта, строительство новой трубы напрямую в Германию – способ переориентировать существенную часть своих экспортных потоков в Европу. В монополии считают этот маршрут более эффективным с экономической точки зрения, чем транзит по украинскому маршруту, на данный момент наиболее загруженному (86,8 млрд куб. м в 2018 г.). Проектная мощность новой трубы – 55 млрд куб. м в год. Предполагается, что ее эксплуатация начнется в конце 2019 г.

В Еврокомиссии снижение транзита российского газа через Украину считают большим риском для этой страны. Первый проект поправок в газовую директиву был предложен в ноябре 2017 г., когда строительство морской части «Северного потока – 2» еще не началось. Ряд государств – членов ЕС, включая Польшу и страны Прибалтики, были готовы поддержать законопроект в любой из его итераций. Однако первые версии поправок в газовую директиву вступали в противоречие с нормами международного права. Кроме того, они предполагали передачу существенной части полномочий в вопросах регулирования от стран – участниц ЕС к Еврокомиссии. Противниками таких изменений выступали ряд стран, включая Германию и Австрию, которые фактически сумели заблокировать рассмотрение трех версий поправок.

Определяющей стала позиция Франции, которая впервые публично высказала отношение к законопроекту в начале февраля 2019 г. Германия и Франция внесли на обсуждение в Еврокомиссию сводные рекомендации, которые в итоге легли в основу последней версии законопроекта. Ее основное отличие от предыдущих – полномочия по ведению переговоров и заключению межправительственных соглашений со странами, из которых в ЕС приходят трубопроводы, остаются за государствами, на территорию которых эти трубы приходят. Для «Северного потока – 2» такой страной будет Германия. За ней же остается право мотивировать предоставление исключения «Северного потока – 2» из-под действия обновленной газовой директивы (в прошлых версиях законопроекта это входило в полномочия Еврокомиссии. – «Ведомости»).

Даже в текущей версии поправок их утверждение угрожает «Газпрому» потерей доступа к 50% мощности газопровода, которая должна будет резервироваться за другими поставщиками. Но заполняемость этой доли может оказаться под вопросом, поскольку по российскому закону «Об экспорте газа» доступ к экспортным газопроводам принадлежит только «Газпрому». В 2017 г. это стало основанием для отмены ограничений доступа «Газпрома» к трубопроводу OPAL (сухопутный отвод от «Северного потока»), который компания несколько лет могла использовать лишь частично. Германия может добиться исключений в применении поправок в отношении проекта «Северный поток – 2», сообщил постпред России при ЕС Владимир Чижов в интервью телеканалу «Россия 24» после голосования в Европарламенте.

«Германия может запросить у Еврокомиссии стопроцентное заполнение «Северного потока – 2», – говорит директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. – Потому де-юре возможность использовать газопровод на полную мощность у «Газпрома» будет». К тому же у монополии уже есть пример получения разрешения на заполнение газопровода Opal, объяснят эксперт: формальных оснований, чтобы не выдать такое разрешение для «Северного потока – 2», у Еврокомиссии нет.

Если для «Газпрома» не будет сделано исключений, компании придется прокачивать большие объемы через Украину в 2020 г. и дальше – не менее 40–50 млрд куб. м, продолжает старший директор отдела корпорации Fitch Дмитрий Маринченко: «С другой стороны, независимые производители, главным образом «Роснефть», могут возобновить свои лоббистские усилия по изменению российского законодательства, чтобы помочь заполнить трубу за счет своего газа». Внешние вводные, которые связаны с ограничением загрузки российских газопроводов в направлении Европы, не должны быть единственным основанием для подключения к трубе других российских производителей газа, считает Белова.

Исправленная версия. Добавлены комментарии экспертов.