Что ждет «Ленту» после покупки Алексеем Мордашовым

Почти 42% акций сети гипермаркетов обошлись миллиардеру в $730 млн; еще больше может потребоваться на выкуп бумаг у миноритариев
Согласно уставу «Ленты» покупатель обязался выставить оферту остальным акционерам по такой же цене/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Севергрупп» 30 апреля завершила покупку 41,9% «Ленты» у инвестфонда TPG и Европейского банка реконструкции и развития, сообщили ритейлер и «Севергрупп». О сделке стороны объявили 1 апреля. GDR «Ленты» (продавались именно они) были оценены по $3,6 за штуку. Общая сумма сделки составила около $729 млн. «Наша цель – вместе с менеджментом привести «Ленту» к позиции безусловного лидера отрасли с точки зрения лояльности клиентов через создание уникального предложения», – цитируются в сообщении «Севергрупп» слова Мордашова.

Согласно уставу «Ленты» покупатель обязался выставить оферту остальным акционерам по такой же цене. 30 апреля «Севергрупп» сделала такое предложение. Заявки принимаются как минимум до 21 мая, следует из сообщения «Ленты». Если все бумаги будут предъявлены к выкупу, «Севергрупп» потребуется еще около $1 млрд.

Новый акционер надеется, что после оферты «Лента» сохранит публичный статус. «ТКБ инвестмент партнерс», по словам ее управляющего директора Владимира Цупрова, – крупный миноритарий «Ленты». Компания еще не решила, участвовать ли в оферте. При этом «ТКБ инвестмент партнерс» уже владеет миноритарной долей в основном активе Мордашова – «Северстали», третьей по величине сталелитейной компании России, а Цупров характеризует последнюю как «комфортный актив».

«Лента» однозначно останется публичной компанией, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но миноритарии предъявят к выкупу «существенное количество бумаг», что позволит «Севергрупп» собрать более 50%. Важный актив «Ленты» – бизнес-модель и высококвалифицированная команда. «Конкуренция на рынке российского ритейла, особенно в крупных форматах, чрезвычайно жесткая, и «Ленте», как одному из его лидеров, нужно последовательно отвечать на эти вызовы, а менеджменту сети до сих пор это удавалось делать лучше, чем основным конкурентам», – указывает Бурмистров.

При этом некоторые миноритарные акционеры были недовольны предложением «Севергрупп». А позднее выяснилось, что покупкой «Ленты» интересовался и «Магнит». По данным «Ленты», краснодарский ритейлер предлагал ей изучить возможность слияния, но без четкой структуры и времени сделки. «Магнит» отвечал, что интерес к покупке «Ленты» был «серьезным», он посылал официальное предложение купить 100% ритейлера 1 апреля. Цена его предложения была на 1,4% выше, чем у «Севергрупп», – $3,65 за GDR.

Prosperity Capital, Aberdeen Standard Investments, Bestinver и некая «группа частных инвесторов» попросили независимых директоров «Ленты» начать переговоры с «Магнитом». Они опасались, что совет директоров «Ленты» недостаточно внимательно рассматривал предложения на покупку бизнеса сети.

Представитель «Ленты» это не комментирует. Близкий к одной из сторон сделки человек сказал, что ответ был направлен; о его деталях ему не известно. Ответ оказался формальным, утверждает знакомый подписавших письмо миноритариев.

Получить комментарии представителя «Магнита» не удалось. 30 апреля президент ритейлера Ян Дюннинг подтвердил лишь, что компания интересовалась покупкой «Ленты». На российском рынке немного активов такого качества, сказал он: «Тем не менее сделка с «Лентой» закрыта, и мы не ее участники».

Каковы дальнейшие шаги недовольных миноритариев, не известно: связаться с представителями Prosperity Capital, Aberdeen Standard Investments и Bestinver в выходные не удалось. Знакомый топ-менеджеров одной из этих инвесткомпаний сомневается, что кто-то пойдет в суд: в сделке не к чему придраться.