Крупнейший производитель сырого молока «Эконива» хочет стать исключительно переработчиком

У компании есть шансы – российский рынок молочной продукции сильно фрагментирован
Евгений Разумный / Ведомости

Агрохолдинг «Эконива» Штефана Дюрра планирует в среднесрочной перспективе самостоятельно перерабатывать все свое сырое молоко. Переработка станет приоритетом компании на ближайшие годы, говорится в отчете за 2018 г. материнской компании «Эконивы» – Ekosem-Agrar. Такая стратегия, объясняется в отчете, поможет агрохолдингу сократить зависимость от цен на сырое молоко и занять более выгодную позицию на переговорах с его потребителями, а также позволит стать «ведущим вертикально-интегрированным производителем готовой молочной продукции в России».

Речь идет о перспективе до 2025–2030 гг., сообщил основной владелец и президент компании Дюрр: сроки будут зависеть в том числе от того, как инвесторы и банки готовы финансировать проект: «Сейчас мы рассматриваем разные сценарии развития».

«Эконива» основана немецким бизнесменом Дюрром в середине 2000-х, специализировалась на зерновых, затем занялась сырым молоком и стала крупнейшим его производителем в стране: в 2018 г., по ее данным, произвела 484 000 т из всего общероссийского производства в 31,6 млн т (+1,6%; Росстат). Под управлением «Эконивы» – фермы в Воронежской, Калужской, Курской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской и Тюменской областях, 554 000 га земель. В планах «Эконивы» к 2020 г. производить 1 млн т сырого молока.

Пока никто из тройки крупнейших производителей в России не перерабатывает самостоятельно всего молока. Ближе всех к этому Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева экс-министра сельского хозяйства Александра Ткачева – около 80%, рассказал «Ведомостям» его гендиректор Евгений Хворостина. Правда, обещал он, уже в 2019 г. агрокомплекс будет перерабатывать 100% молока, около 300 000 т, – завершено строительство сырного завода мощностью до 500 т молока и 400 т сыворотки в сутки.

У крупнейших переработчиков – американской PepsiCo и французской Danone – нет сырьевой базы: они закупают сырое молоко как у крупных агрокомпаний, вроде «Эконивы» или «Русмолко», так и у небольших фермерских хозяйств. PepsiCo в России работает по долгосрочным контрактам более чем с 1000 сельхозпредприятий из 40 регионов, сообщил представитель компании. Представитель Danone в России от комментариев отказался. По данным отраслевого портала Dairynews, PepsiCo и Danone ежегодно перерабатывают около 1,5 млн т сырого молока каждая.

Частично на собственном сырье работает крупнейший отечественный производитель молочной продукции – воронежский «Молвест» Аркадия Пономарева.

«Эконива» давно собиралась сама перерабатывать молоко, как объяснял летом 2015 г. в интервью «Ведомостям» Дюрр, – для диверсификации бизнеса. У компании четыре молокозавода в Воронежской, Новосибирской и Калужской областях, в том числе приобретенные – «Мосмедыньагропром» и Аннинский молочный комбинат. «Эконива» выпускает разную молочную продукцию под одноименным зонтичным брендом и поставляет в независимые и собственные фирменные магазины, а также крупные сети; для последних она выпускает продукцию и под их собственными торговыми марками.

Если в 2017 г. на переработку приходилось менее 3% выручки «Эконивы», а на производство сырого молока – 68%, то в 2018 г. – уже 11,3 и 56,4% соответственно, сказано в отчете Ekosem-Agrar.

В планах «Эконивы» на этот год завершить модернизацию «Мосмедыньагропрома» и Аннинского комбината, запустить сырное производство в Воронежской области мощностью 60 т молока в сутки, а до конца 2020 г. построить крупный завод в Новосибирской области мощностью 1200 т в сутки, следует из отчета: раcширение производства позволит компании начать экспорт продукции.

Чтобы стать крупнейшим переработчиком молока, «Экониве» потребуется более 100 млрд руб., по расчетам Дюрра: компания рассматривает различные варианты финансирования, в том числе первичное размещение акций, но пока определенности нет. На 31 декабря 2018 г. финансовые обязательства агрохолдинга превышали 808 млн евро, из них 569 млн евро долгосрочные, – почти в 1,5 раза больше, чем на конец 2017 г. Отношение чистого долга компании к скорректированной EBITDA за год снизилось с близкого к 8 до 7.

У российского рынка хороший потенциал роста – до кризиса потребление молочной продукции росло на 5–6% в год, напоминает гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов, особенно это касается недооцененных категорий, например сыров: россиянин съедает 3–3,5 кг в год, житель Европы – 14 кг, а француз – до 28 кг. Кроме того, продолжает Белов, цены на молочную продукцию не подвержены волатильности в отличие от сырого молока, а значит, у производителей будет прогнозируемая устойчивая доходность бизнеса, что интересно инвесторам.

По данным «Nielsen Россия», молочный рынок России стагнирует третий год подряд: продажи в мае 2018 г. – апреле 2019 г. снизились на 0,4% в годовом сопоставлении в натуральном выражении и выросли на 1,8% в деньгах – минимум за последние годы. Снижаются продажи традиционной продукции (молоко, творог, кефир, масло, сметана, сливки) – а это 75% рынка в деньгах, указывает директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич, в частности, доля кефира в рознице сокращается в пользу питьевых йогуртов, растет интерес покупателей к растительным видам молочных продуктов. Переработка – прежде всего продвижение бренда в рознице и работа с потребителем, поскольку производство здесь стандартизировано, замечает крупный производитель молочной продукции.

По данным Союзмолока, российский рынок готовой молочной продукции очень фрагментирован: на крупнейших переработчиков приходится не более 25-30%. Превращение «Эконивы» в крупного вертикально-интегрированного производителя Белов считает перспективным: может произойти конкурентный передел рынка – у «Эконивы» большое производство и есть план делать сыры. «Молочный рынок неизбежно ждет консолидация за счет формирования новых межрегиональных и федеральных игроков», – заключает он.

В подготовке статьи участвовала Екатерина Бурлакова