ОАК нашла новый способ решить проблему низкого налета SSJ100

Госкомпания хочет сама заниматься техобслуживанием лайнера, а также перспективного самолета МС-21
ОАК пытается найти новое лекарство для лечения старой проблемы – нехватки запчастей/ ОАК

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») хочет заняться техобслуживанием своих гражданских судов – ближнемагистрального SSJ100 и в перспективе среднемагистрального МС-21 (начало поставок запланировано на 2021 г.), рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и два близких к ОАК человека. Это был бы новый бизнес для ОАК, сейчас техобслуживанием она не занимается. SSJ100 обслуживают S7 Technics, «Аэрофлот» и другие провайдеры.

Главная проблема SSJ100 – крайне низкий налет. В 2018 г. эти лайнеры у российских авиакомпаний летали в среднем по 3,6 ч в сутки, тогда как Airbus 320 и Boeing 737-800 – по 10 и 11 ч в сутки соответственно. Всему виной долгое ожидание вышедших из строя компонентов. Производитель судна – «дочка» ОАК «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – в последние годы занялся созданием складов запчастей, но, по сути, средств на заказ необходимого количества компонентов просто не было, признает человек, близкий в ОАК. Проект необходим, чтобы аналогичных проблем не было у МС-21, говорит другой собеседник.

Кроме того, ОАК намерена запустить масштабные пульные программы по поставке компонентов для SSJ100 и МС-21 так, как они работают по всему миру, говорят два близких к ОАК человека. По ней авиакомпания платит провайдеру сервиса определенную ставку с каждого летного часа, а при выходе из строя оговоренных в соглашении компонентов провайдер бесплатно предоставляет исправные и забирает на ремонт сломавшиеся.

Но проект потребует огромных инвестиций – около 50 млрд руб. в течение нескольких лет, говорят два близких к ОАК человека. Средства нужны на строительство ангаров и размещение в них ремонтных центров, закупку оборудования: понадобятся 4–6 центров по всей стране в местах концентрации российских судов – в Москве, Санкт-Петербурге, на юге, на Урале, продолжает один из собеседников. Также необходимы серьезные инвестиции в создание складов запчастей для оперативной замены требующих ремонта компонентов.

100 млрд руб.

на такую сумму «Ростех» планирует разместить облигации. Это будет первый выпуск облигаций госкорпорации. Часть привлеченных средств «Ростех» планирует направить на гражданские программы самолетостроения

«Повышение качества постпродажного обслуживания – один из наших ключевых приоритетов», – говорит представитель ОАК. Госкомпания рассматривает различные концепции с опорой на лучшие мировые практики, в том числе обсуждает с рядом партнеров и такой формат, добавляет он.

ОАК, выступая провайдером техобслуживания и пульной программы, готова гарантировать авиакомпаниям определенный налет SSJ100 и МС-21, утверждает близкий к корпорации человек. Если налет по техническим причинам не будет выполняться, провайдер будет платить штрафы или предоставлять подменный лайнер, добавляет собеседник. Техобслуживание – это очень крупный бизнес, привлекательный и для ОАК, резюмирует он.

Средств на проект у ОАК нет, эти деньги нужно получить в бюджете, говорят федеральный чиновник и человек, близкий к ОАК. 22 июля гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов попросил Владимира Путина докапитализировать ОАК на 300 млрд руб., средства нужны в том числе на программу МС-21. Для проекта нужны субсидии, сообщает также «Интерфакс» со ссылкой на свой источник.

«Эта сумма [300 млрд руб.] включает и средства, необходимые для развития сервисов постпродажного обслуживания. Но говорить о распределении средств еще преждевременно», – говорит представитель «Ростеха».

«По линии Минпромторга оказывается господдержка системам постпродажного обслуживания. Объем средств федерального бюджета, направляемых на данный механизм, ежегодно уточняется», – говорит представитель Минпромторга. «Аэрофлоту» известно, что ОАК разрабатывает новую систему постпродажного обслуживания, сказал человек, близкий к авиакомпании.