Статья опубликована в № 4894 от 09.09.2019 под заголовком: Льготы должны помочь догнать Америку

Правительство предоставит новые льготы для модернизации НПЗ

Российские заводы по-прежнему сильно отстают по качеству выпускаемой продукции от европейских и американских

В прошлом году правительство решило завершить к 2024 г. начатый еще в 2015 г. налоговый маневр, а именно: экспортная пошлина постепенно снижается до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых повышается. Чтобы маневр не ударил по нефтепереработке, правительство решило компенсировать НПЗ часть стоимости нефти (обратный акциз). Претендовать на обратный акциз могут заводы, отвечающие определенным требованиям: например, материнская компания находится под санкциями; или НПЗ за 2017 г. переработал более 600 000 т нефти, выпуск бензина или нафты составлял не менее 10%, а их поставки на внутренний рынок – не менее 5000 т. Поскольку все крупные нефтяные компании находятся под секторальными санкциями, все они и подпадают под эти требования.

Обратный акциз могут получать и независимые НПЗ – если заключат с Минэнерго соглашение о модернизации более чем на 60 млрд руб. Так сделали девять НПЗ, в том числе Афипский, «Орскнефтеоргсинтез» (оба входят в «Сафмар» Михаила Гуцериева), Антипинский (под контролем Сбербанка и азербайджанской Socar). До 2026 г. они в общей сложности должны инвестировать около 300 млрд руб. в модернизацию заводов.

28 августа правительство решило расширить льготы заводам и увеличить ставку обратного акциза на 30%, говорится в протоколе совещания с участием первого зампреда правительства Антона Силуанова и зампреда правительства Дмитрия Козака. Новый обратный акциз заработает с 1 января 2020 г. и будет действовать 10 лет. Им смогут воспользоваться заводы, которые заключили соглашение с Минэнерго о модернизации не менее чем на 30 млрд руб. и инвестировали уже 10% этой суммы. Принято системное решение для развития переработки, сказал представитель Козака.

Больше светлого

«Выход светлых нефтепродуктов в среднем по России по-прежнему очень низкий, а инвестиции в переработку резко замедлились. Нужны новые механизмы, которые запустят инвестиционные процессы в нефтеперерабатывающей отрасли <...> Это мера [увеличение выплат на 30%] стимулирования модернизации действующих НПЗ, которые уже получают обратный акциз», – объяснил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Но сначала заводы должны исполнить те обязательства по модернизации, которые уже приняли на себя, а потом уже претендовать на повышающий коэффициент.

Цель – обеспечить инвестиции в переработку нефти в 250–300 млрд руб. ежегодно и к 2025 г. довести выход светлых нефтепродуктов до 75–80%, что соответствует текущим средним показателям в Европе, очертил перспективы Сазанов. Сейчас выход светлых нефтепродуктов в России – 67–68% (данные Минэнерго).

Плюс 40 млн т

Несколько причин, среди которых изменение макроэкономических условий, для части заводов сделали модернизацию экономически привлекательной – установки глубокой переработки нефти не окупаются в текущих условиях, констатировал замминистра энергетики Павел Сорокин. По оценке министерства, новый инвестиционный коэффициент может сделать рентабельным установку более 40 млн т таких мощностей. Это дополнительно принесет в сегмент переработки более 150 млрд руб. ежегодных инвестиций, предполагает Сорокин.

План модернизации Афипского НПЗ дорабатывается, а модернизация орского завода продолжается, предполагаются инвестиции в размере примерно 30 млрд руб., сказал представитель «Сафмара».

Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», «Татнефти», «Сургутнефтегаза» и Сбербанка не ответили на вопросы «Ведомостей».

Привлекательное несовершенство

В условиях налогового маневра и постоянно меняющихся правил российские компании не заинтересованы продолжать радикальную модернизацию заводов, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Хотя с глубиной нефтепереработки был достигнут существенный прогресс, а коэффициент Нельсона, показывающий сложность НПЗ, вырос по России с примерно 4–4,5 в 2012–2013 гг. до 6 в 2018 г., Россия пока существенно отстает от США и Европы, где этот показатель – 10–12». По словам Маринченко, введение повышательного коэффициента к обратному акцизу должно сделать нефтепереработку более выгодной и в теории действительно может стимулировать приток дополнительных инвестиций в отрасль. «Но постоянные попытки перенастроить систему с помощью дополнительных коэффициентов и прочих заплаток свидетельствуют о ее несовершенстве», – заключает он.

Идея увеличить обратный акциз в обмен на улучшение технологического состояния заводов выглядит крайне привлекательной для всей отрасли, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Выплаты из бюджета могут составить 30–40 млрд руб. уже в 2020 г., если субсидия будет предоставлена заводам, которые намерены строить мощности для углубленной переработки нефти, продолжает Ежов.

Эта величина рассчитана исходя из 1200 руб. отрицательного акциза и около 100 млн т переработки нефти, в связи с которой нефтеперерабатывающие заводы смогут претендовать на выплаты из бюджета.

По мере роста отрицательного акциза в связи с налоговым маневром эти выплаты будут расти, уверен эксперт, что будет связано с ростом НДПИ и снижением экспортных пошлин. Выплаты могут значительно увеличиться из-за того, что заводы решат провести дополнительную модернизацию для получения субсидии, считает Ежов, но сейчас трудно оценить точную величину выплат.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more