Что известно о преемнике Джека Ма
Всю полноту власти в Alibaba Group получил гендиректор компании Дэниэл Джан. Он сменил основателя холдинга на посту председателя правления
На прошлой неделе Джек Ма устроил грандиозный концерт для сотрудников. Поводов было сразу несколько – 20-летие Alibaba, 55-й день рождения самого Ма и его уход на пенсию. The Wall Street Journal (WSJ) сравнивает это действо по размаху с церемонией открытия Олимпиады – благо праздник проходил в Олимпийском спортивном центре Ханчжоу. Сначала по арене промаршировали подразделения компании со своими талисманами – как будто парад сборных команд на настоящей Олимпиаде. Потом были песни, танцы, различные шоу и вдохновляющие речи.
Под занавес тягач провез по арене передвижную сцену. На ней сам Ма в темных очках с драгоценными камнями в оправе, кожанке с шипованными наплечниками и оранжевой гитарой пел во главе группы из четырех топ-менеджеров Alibaba. Он исполнял песню норвежского дуэта Secret Garden под названием You Raise Me Up со словами «Когда я подавлен и моя душа утомлена <...> Ты воскрешаешь меня, и я могу взобраться на горы». Ближе к концу Ма уступил место гендиректору Alibaba Дэниэлу Чжану – и тот закончил песню в одиночестве. Чжан принял от Ма пост председателя правления Alibaba и совместит его с должностью гендиректора, которую занимает уже четыре года.
«Мир прекрасен, – сказал Ма на концерте, пока на заднем фоне звучала мягкая фортепианная мелодия. – Есть так много вещей, которые я хочу испытать, хочу попробовать. А еще в мире так много плохого и неправильного...» Он хочет посвятить остаток жизни филантропии, особенно охране окружающей среды и образованию (Ма – бывший преподаватель английского языка и родился 10 сентября – в Китае это как раз День учителя). Пока что он сохранит за собой ряд должностей, в том числе кресло в совете директоров Alibaba.
Ма не впервой выступать на сцене. Как-то он даже станцевал в образе Майкла Джексона. Ма не побоялся и сняться в фильме о кунг-фу вместе с Джетом Ли. А вот увидев на сцене Чжана, многие не поверили своим глазам. Если Ма – яркий и эпатажный человек, то тихий Чжан предпочитает оставаться незаметным. Как-то родственник одного из сотрудников зашел в компанию, встретил Чжана и принял его за уборщика.
«Джек – смелый провидец и создатель бизнеса, Дэниэл скорее проницательный стратег и управленец. Но поднимитесь на ринг с любым из них – и вы почти наверняка будете нокаутированы», – говорил журналу Wired Джеффри Тоусон, профессор бизнеса в Пекинском университете. Скромность и несколько неправильный английский не мешают Дэниэлу на равных общаться с иностранными бизнесменами – например, в Давосе, куда он ездит в последние годы.
Как убить Alibaba
В Alibaba у многих вместо имени прозвища. Собственно, имена Дэниэл у Чжана и Джек у Ма появились, чтобы легче было общаться с иностранцами. На самом деле Чжана зовут Юн. Но внутри самой компании к нему обращаются не по западному имени, не «господин Чжан» и даже не «босс». Он, как пишет старейшая англоязычная китайская газета The South China Morning Post, Сяояоцзы (буквально значит – свободный, раскрепощенный). Это имя Чжан пишет на своих визитках и упоминает в презентациях.
Онлайн-торговля сделала Alibaba крупнейшей публичной компанией Китая с рыночной стоимостью более $466 млрд. Но последнее время видны признаки некоторой напряженности. Экономический рост Китая замедляется, влияя на потребительские и рекламные расходы. Конкуренты наступают по всем фронтам. Акции Alibaba не смогли пока добраться до пика декабря 2017 г., когда капитализация перевалила за $500 млрд. Развязанная Трампом торговая война не добавляет оптимизма. А тут еще локальные неприятности вроде протестов в Гонконге, из-за которых в августе Alibaba раздумала проводить размещение акций на $15 млрд на Гонконгской фондовой бирже.

Праздник холостяков и торговцев
Ма видит выход в диверсификации холдинга и экспансии в таких областях, как финансы, облачные вычисления, кино и музыка. Чжан полностью разделяет его мнение. «У каждого бизнеса есть жизненный цикл. Вы должны быть инновационными и постоянно создавать новые предприятия с новыми технологиями, с новой моделью, – говорил он в интервью Bloomberg. – Если мы сами не убьем наш бизнес, это сделает кто-то другой. Поэтому я бы предпочел увидеть, как наш новый бизнес убьет наш существующий бизнес». Он недаром беспокоится. Жизнь показала ему, как в одночасье может исчезнуть с лица земли мощный и, казалось бы, устойчивый бизнес.
Из огня в полымя
Чжан родился 47 лет назад в Шанхае в семье бухгалтера. По примеру отца он в 1991 г. поступил в Шанхайский университет финансов и экономики. Как раз в тот год Китай открыл свой фондовый рынок, и Чжан мечтал стать трейдером. Он успешно прошел первое собеседование в одном из старейших банков мира, в котором держала деньги королева Великобритании, – Barings Bank, и ему была назначена еще одна, окончательная, встреча. Но тут банку стало не до найма молодых китайцев: из-за рискованных сделок одного-единственного трейдера банк оказался банкротом и был продан за символический 1 фунт голландской группе ING. В том же году похожая история (мало известная на Западе) случилась и в Китае: один из крупнейших местных трейдеров, Shanghai Wanguo Securities, обанкротился и был поглощен другой компанией.
Чжан решил сменить профессию. Он шутил, обращаясь к отцу: «Папа, ты меня всегда отговаривал от того, чтобы стать бухгалтером. Я им не проработал ни дня – зато пошел в аудиторы». По иронии судьбы Чжан устроился в китайский филиал Arthur Andersen. В 2002 г. эта фирма, аудировавшая фальсифицированную отчетность компании Enron, тоже приказала долго жить и была поглощена PwC.
Потом Чжан работал финансовым директором разработчика игр Shanda Interactive, в то время одной из крупнейших IT-компаний в Китае. Там его и нашел вице-президент Alibaba Джозеф Цай, правая рука Ма. «У него такой интеллект и энергия, что я едва за ним поспеваю. Не менее впечатляют его вдумчивость и смирение», – хвалил он Чжана на страницах South China Morning Post.
В 2007 г. заботам Чжана поручили Taobao – сделанный Ма аналог eBay. Изначально он был рассчитан на сделки между физическими лицами, был полон поддельных товаров и приносил своим хозяевам одни убытки. Чжан пришел в ужас и занялся разработкой параллельного сервиса Tmall – он больше похож на Amazon, где компании продают свои товары частным лицам.
Чтобы привлечь юрлиц, Чжан щедро делился с ними информацией о клиентах: какие товары предпочитают разные группы пользователей в разных регионах. Продажи бурно росли. Чжан принялся обрабатывать крупные иностранные бренды – например, Procter & Gamble (P&G). Он внедрил программы, которые искали контрафакт, и открыл горячие линии для владельцев торговых марок. Сейчас P&G оценивает количество подделок, продающихся через сайты Alibaba, в 1% от выручки своих брендов на этих площадках. Правда, Taobao до сих пор в списке правительства США Notorious Markets, в котором перечислены злостные нарушители авторских прав.
Alibaba Group Holding Limited
Основные акционеры (данные компании на 3 июня 2019 г.): Softbank Group (25,9%), Altaba (9,4%), Джек Ма (6,2%), Джозеф Цай (2,2%).
Капитализация – $466,5 млрд.
Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 31 марта 2019 г.):
выручка – $56,2 млрд,
чистая прибыль – $13,1 млрд.
Чжан предложил по образцу черной пятницы проводить распродажи в китайский День холостяка. Ма, который сам раздумывал о том же, его горячо поддержал. В первый раз – в 2009 г. – было продано товаров на 50 млн юаней (около $7,5 млн). В 2018 г. покупатели потратили $1 млрд уже через 85 секунд после начала распродажи, а всего на торговых площадках Alibaba клиенты оставили $30,8 млрд. Для сравнения: в США прошлогодняя черная пятница 23 ноября поставила рекорд, но это продажи «всего» на $6,22 млрд.
«Tmall и День холостяка сделали Alibaba тем гигантом, которым он сейчас стал», – писал Дункан Кларк в своей книге «Alibaba: дом, который построил Джек Ма» (в российском издании – «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица». М.: «Эксмо», 2018).
Побег в Шанхай
Даже по стандартам Китая, где никого не удивляет работа с 9 до 21 часа шесть дней в неделю, график у Чжана считается насыщенным, пишет Bloomberg. Пока он в Ханчжоу, у него только три занятия – если не работает, значит ест или спит. Даже в выходной он умудряется провести две-три встречи.
Чжан родом из Шанхая, а штаб-квартира Alibaba в Ханчжоу. Два года назад Чжан рассказывал китайской газете Yicai, что каждую неделю ездит в Шанхай, чтобы провести время с женой и расслабиться за просмотром футбола или баскетбола. На вопрос, почему бы не купить дом в Ханчжоу и не перевезти жену, он отшутился – мол, из-за большой загрузки на работе так и не смог найти на это время.
Но был у него и еще один повод жить на два города. В начале 2010-х китаец И Хоу решил сделать стартап по доставке продуктов на дом. В 2014 г. на него вышел Чжан и убедил работать в составе Alibaba. «Чжан сказал, что спустя столько лет он наконец-то увидел проект, который может превзойти Tmall», – цитирует И Bloomberg. Он инвестировал $100 млн и обещал не упрекнуть ни словом, если в первые годы проект будет работать в убыток. Чжан вместе с И и небольшой группой менеджеров собирались в обстановке секретности в гараже в Шанхае, чтобы разрабатывать планы нового бизнеса. Он рассказывал Bloomberg, что географическая отдаленность давала два плюса. Во-первых, вдалеке от штаб-квартиры можно было спокойно работать без вмешательства коллег. Во-вторых, в выходной день у него была возможность сосредоточиться на новом проекте, не отвлекаясь на основную работу.
Поначалу стартап назывался Hema, сейчас – Freshippo. Он стал частью стратегии под названием NewRetail, которую Ма обнародовал в 2016 г., – симбиоз интернет- и обычной торговли. Традиционный магазин из стекла и бетона – а их у Freshippo сейчас около 150 в 17 китайских городах – становится центром для различных офлайн- и онлайн-услуг. Более половины продаж приходится на интернет: люди заказывают как доставку, так и самовывоз из магазина по дороге домой с работы. При магазине есть ресторан с кухней разных народов. Искусственный интеллект помогает осуществить формирование заказа и его доставку в радиусе 3 км за полчаса, а система распознавания лиц ускоряет процесс заказа и оплаты.
«Мы не рассматриваем проект как отдельный бизнес, – говорил Чжан Bloomberg. – [Во-первых] это расширение сферы деятельности [холдинга]. Во-вторых, это очень важная помощь в развитии цифровых платежей. <...> В-третьих, подобные услуги, особенно доставка еды, помогают сформировать сеть доставки по требованию, которая может быть использована не только для еды, но и для любых других заказов, что важно, на последней миле».
Задача для Чжана
В эту же концепцию вписывается Ele.me – сервис по доставке еды. Чжан отвечал за его покупку – в апреле прошлого года Alibaba приобрела Ele.me за $9,5 млрд. Правда, основатель злейшего конкурента – другого сервиса по доставке еды, Meituan, Ван Син не считает его серьезным противником. Он заявил Bloomberg, что если Alibaba не сократит расходы, то вылетит из бизнеса уже до 2020 г. В ответ Чжан пообещал, что Alibaba займет не менее 50% рынка доставки продовольствия и получит при этом дополнительный выигрыш от смежных бизнесов вроде цифровых платежей. И добавил, что компания отрабатывает технологии, которые привлекут к ней более мелкие онлайн- и офлайн-компании: «В течение следующих 20 лет каждый бизнес перейдет в цифру. Мы продолжим нашу миссию, которая заключается в том, чтобы облегчить ведение бизнеса в любом месте. <...> Мы хотим предоставлять цифровую инфраструктуру нашим деловым партнерам, чтобы дать им возможность преуспеть в цифровую эпоху».
Чжан, который в мае 2015 г. стал гендиректором всего холдинга Alibaba, намерен превратить его в интегрированную экосистему, которая завлекает клиентов разнообразием сервисов. У нее уже есть онлайн-видео, карты и навигация, платежный сервис, курьерская служба, а облачные вычисления Чжан и вовсе обещал сделать одним из ведущих направлений бизнеса. «Сегодня Alibaba все больше становится «всё в одном», – сказал он инвесторам и аналитикам на встрече в августе прошлого года.
Чжан полон решимости выполнить намеченные планы развития, несмотря ни на что: «Наши ценности не изменяются вместе с ценами на акции», – как-то сказал он сотрудникам, пишет Кларк в своей книге. Один из важнейших планов – экспансия за рубеж. Ма не раз обещал, что Alibaba будет получать более половины выручки за рубежом. Сейчас, как видно из отчетности компании, выручка от продаж в Китае почти в 10 раз превышает выручку от международной торговли. Воплощать этот план придется теперь Чжану.
Где-то дела у холдинга идут неплохо, а где-то оставляют желать лучшего. Например, Alibaba вложила $4 млрд в сингапурскую Lazada Group для покорения Юго-Восточной Азии. Но на ключевых рынках, например в Индонезии, успехов не видно. В марте Lazada в третий раз за девять месяцев сменила гендиректора. Зато крупнейшие для Alibaba рынки, по данным Forbes, США, Россия и Испания. В России компания создает СП в сфере онлайн-торговли с Mail.ru Group, Российским фондом прямых инвестиций и «Мегафоном» – AliExpress Russia (в июне стороны подписали обязывающее соглашение), начала этим летом оптовые поставки для небольших российских сетей (прежде Alibaba c закупками юрлиц отдельно не работала), разрабатывает лимитированные коллекции одежды с российскими дизайнерами.
Ма год назад отозвался о Чжане в превосходных степенях: «Его аналитический ум не имеет себе равных, он дорожит нашей миссией и видением, он с энтузиазмом воспринимает ответственность, и у него хватит смелости вводить новшества и тестировать креативные бизнес-модели» (цитата по The South China Morning Post).
