Российскую туриндустрию оценили

В рэнкинге туристической конкурентоспособности Россия поднялась на 39-е место
Туристы остались в восторге от чемпионата мира по футболу в 2018 г., но это не сильно повлияло на место России в рэнкинге TTCI/ Sergei Karpukhin / Reuters

Глобальная туристическая индустрия становится все более важной отраслью экономики, пишут эксперты ВЭФа в исследовании The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. В 2018 г. количество международных туристических прибытий по миру достигло 1,4 млрд, по данным Всемирной туристической организации. Рост экспорта туризма (+4%) седьмой год подряд превышает рост экспорта товаров (+3%). В 2018 г. туризм обеспечил 10,4% мирового ВВП и аналогичную долю занятости. В ближайшее десятилетие можно ожидать, что вклад туризма в ВВП вырастет почти на 50%, считают авторы исследования.

Глобальные тренды

Исследование конкурентоспособности стран в области туризма и построенный на его базе Travel & Tourism Competitiveness Index 2019 (TTCI) охватывают 140 стран, которые в совокупности обеспечивают 98% мирового туризма (как по вкладу в ВВП, так и по числу прибытий). Их оценивают по семибалльной шкале по 90 индикаторам, формирующим 14 критериев в четырех показателях – «Благоприятность среды», «Туристическая политика и благоприятность условий для путешествий», «Инфраструктура», «Природные и культурные ценности». Оценивая эти критерии, авторы исследования выводят индекс туристической конкурентоспособности страны. Страна – лидер глобального рэнкинга, Испания, имеет средний балл 5,4, находящийся на 140-м месте Йемен – 2,4. Средний балл по планете – 3,9.

Кто и как считает Travel & Tourism Competitiveness Index (TTCI)



Две трети данных, используемых для составления TTCI, – статистика, предоставленная партнерами. Среди них есть отраслевые ассоциации и объединения (например, International Air Transport Association, International Union for Conservation of Nature, The World Tourism Organization, World Travel & Tourism Council и проч.), а также крупные компании (Booking.com, Corporación América, Deutsche Lufthansa, Emirates Airline, Expedia Group, Intercontinental Hotel Group, Jumeirah Group, Marriott International, Swiss International Air Lines and Visa). Также для составления TTCI используется статистика Bloom Consulting, STR, IATA, ICCA, ILO, ITU, IUCN, UNESCO, UN Statistics Division, UNAIDS, UNWTO, WHO, World Bank, World Resources Institute, World Road Statistics, CIA World Factbook, WTO, WTTC, WDPA, Yale-CIESIN Environmental Performance Index. Оставшаяся треть – данные собственного ежегодного исследования, в ходе которого 16 000 руководителей крупнейших компаний оценивают индустрии стран по различным индикаторам, выставляя им оценки от 1 до 7.

Путешествия по большей части стали менее дорогими и более безопасными – критерий ценовой конкурентоспособности показал максимальный процентный рост по сравнению с прошлым отчетом 2017 г., констатируют составители. На 2-м месте по росту – критерий приоритетности туризма в государственной политике, что подтверждает окончательное признание большинством стран туризма как важной отрасли экономики.

Еще одна устойчивая тенденция, сформировавшаяся за два года с публикации прошлого отчета, – overtourism. Этим термином описывают негативное влияние туризма, которое испытывают на себе как местные жители, так и сами туристы. Отмечается, что растущая репутация туризма как надежного источника дохода заставляет руководство некоторых стран раскручивать туристический маховик. Это усиливает давление на окружающую среду и инфраструктуру и при плохом управлении может привести к ухудшению сразу по нескольким фронтам – от качества туристических услуг до риска для устойчивого развития и экологических проблем. Поэтому авторы призывают быть внимательными к тем секторам индустрии путешествий, где предсказывают ощутимый рост. Например, проблемной сферой могут стать авиаперевозки, где будущий спрос может опередить возможности инфраструктуры. Также авторы напоминают, что необходимы дополнительные усилия, чтобы растущий туризм не вредил природе. Ратификация экологических договоров, улучшение восприятия экологии как серьезной темы, а также рост внимания к вопросам устойчивости являются обнадеживающими признаками, но продолжающееся сокращение площади лесов, загрязнение воздуха и угроза разнообразию флоры и фауны указывают на разрывы между желаемым и действительным.

Лучшие в мире

Из 132 стран, рассмотренных в рэнкингах 2019 и 2017 гг., свои показатели улучшила 101. Страны с развитым туристическим рынком и с высоким уровнем дохода продолжают набирать большие баллы, но страны со средним уровнем дохода показывают большие темпы роста. Самыми быстрыми темпами развиваются Балканы и страны Восточной Европы, Южной Азии и Северной Африки.

Десятка самых конкурентоспособных туристических стран осталась без изменений: Испания, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Единственное изменение внутри топ-10 – рокировка Великобритании и США (сейчас они занимают 6-е и 5-е место соответственно). Испания занимает 1-е место третий раз подряд. На глобальном уровне свои результаты максимально улучшили Молдавия (поднялась с 117-го места на 103-е), Румыния (с 68-го на 56-е), Сербия (с 95-го на 83-е), Дания (с 36-го на 26-е), Украина (с 88-го на 78-е).

Как правило, наиболее успешными в рейтинге оказываются страны, которые занимают достаточно высокие места по всем исследуемым параметрам. Это подчеркивает, что туризм как индустрия требует холистического подхода: нельзя развивать одну или несколько составляющих, какими бы уникальными и конкурентоспособными они ни были, нужен системный подход. Только Мексика, Бразилия и Индия смогли пробиться в верхнюю четверть рэнкинга, превосходя средний балл лишь по семи критериям из 14. Но у этих стран есть исключительные природные и культурные ценности, усиленные относительно высокой ценовой конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность России

Россия в глобальном рейтинге занимает 39-е место. Это на четыре пункта выше, чем в отчете 2017 г.

Показатели России очень неоднородные. Самую высокую оценку заслужили «Природные и культурные ценности» России – по этому показателю страна оказалась на 20-м месте в мире. 46-е и 47-е места Россия занимает по показателям «Благоприятность среды» и «Инфраструктура». Хуже всего, по мнению авторов рэнкинга, в России обстоят дела с «Политикой в области туризма и благоприятностью условий для путешествий»: страна оказалась на 105-м месте из 140 возможных. Столь низкая оценка объясняется очень плохим уровнем международной открытости: здесь Россия оказалась на 123-м месте, набрав 2,2 пункта из семи возможных (столько же у Пакистана, Венесуэлы и Египта).

Максимальные оценки Россия ожидаемо получила по критериям «Здоровье и гигиена» (6-е место в мире), «Природные ресурсы» (34-е место) и «Культурные ценности и деловые поездки» (18-е место). По последнему критерию Россия показала максимальный прогресс среди всех европейских стран. Кроме того, довольно высокие места Россия занимает по критериям «Человеческие ресурсы и рынок труда» (35-е место), «Ценовая конкурентоспособность» (27-е место), «Авиаинфраструктура» (23-е место). Проседает страна по критериям «Благоприятность бизнес-среды» (92-е), «Устойчивость окружающей среды» (82-е).

Минэкономразвития считает данное исследование, выпускаемое каждые два года экспертами ВЭФа, одним из ключевых для оценки позиции нашей страны в мире в туристской отрасли.

«Мы положительно воспринимаем улучшение позиции нашей страны и уверены, что в следующем отчете сохраним эту динамику», – заявили «Ведомостям» в Минэкономразвития. В министерстве отметили, что исследование ВЭФа строится на глубоком анализе статистических данных и опросах экспертов, при том что предпочтение отдается именно статистике – две трети в общем весе итогового показателя. А количество респондентов по каждой стране разнится, но в среднем это около 80 экспертов.

«Большинство индикаторов достаточно точно отражают ситуацию в отрасли, однако следует учесть, что часть индикаторов может отражать позиции экспертов, на которые существенно влияет новостной фон, – отметили в Минэкономразвития. – Оценка приоритетности туризма состоит из шести критериев, включая приоритизацию туристской отрасли государством, бюджетные расходы на туризм, продвижение и бренд страны, статистику туризма. Практически по всем индикаторам мы пока отстаем, и это, безусловно, первостепенные задачи, стоящие перед министерством. Именно поэтому они были заложены в нашу Стратегию развития туризма 2035. В предыдущие годы вес туризма в нашей экономике был незначителен, однако теперь виден потенциал отрасли, которая может достичь 7% ВВП к 2035 г. и занять лидирующие места».

«Данные этого рейтинга, как и аналогов, мы учитываем при оценке российского туризма, но не абсолютизируем ни один из рейтингов», – сказал «Ведомостям» заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. Международные рейтинги подобного уровня реально имеют значение для туристов, для бизнеса они могут служить ориентиром, соглашается вице-президент компании Interstate Hotels & Resorts по операционной деятельности в России и странах СНГ Константин Горяинов.

Спорные моменты

Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько указывает на методологические нестыковки TTCI: «Доверия, откровенно говоря, этот рейтинг не вызывает ни с точки зрения методики построения, ни в плане полученных результатов. Оценке делового климата в стране отводится 12 показателей, а оценке туристской инфраструктуры – всего четыре. И знаете каких? Число гостиничных номеров на 100 жителей (далеко не главный показатель в характеристике отельной базы дестинации), представленность в стране семи известных международных компаний по прокату автомобилей, число банкоматов на 100 000 жителей и результаты некоего опроса общественного мнения о качестве туристской инфраструктуры, проводившегося самим ВЭФом в 2017–2018 гг. с использованием неизвестной выборки. Не известно с какой стати в одну группу объединены культурные ценности и деловой туризм. Причем всего пятью показателями, из которых один – это число стадионов с числом посадочных мест не менее чем на 20 000 зрителей».

«Я считаю, что результаты России несколько занижены. По моему мнению, Россия должна находиться в первой тридцатке», – уверен Фомин.

«С невысокой оценкой рейтингом приоритетности туризма (где Россия уступает не только большинству явных туристических лидеров, но и почти всем странам СНГ, а также, например, Уганде и Руанде. – «Ведомости») я тоже не согласен, – продолжает сенатор. – Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Перемены, которые произошли в отрасли в последние годы, подчеркивают ее значимость для государства: это передача функций по управлению отраслью в ведение Министерства экономического развития, утвержденная правительством РФ Стратегия развития туризма в России до 2035 г., где предусмотрена целая система мер, которые будут способствовать дальнейшему развитию российской туротрасли».

Органы исполнительной власти ведут работу по созданию благоприятных условий для путешествий как для внутренних, так и для въездных туристов, считает Горяинов.

Представитель ВЭФа на вопросы «Ведомостей» о методологии рэнкинга ответил, что индикаторы, по которым рассчитывается индекс, могут меняться, дополняться или удаляться. Это происходит, если соответствующие изменения зафиксированы ответственными международными организациями. Например, были изменены формулировки индикаторов доступности чистой питьевой воды и базовых санитарных условий. «Позиции стран корректируются по мере обновления или поступления новых данных: составители используют максимально новые из доступных, но иногда данных, отвечающих их требованиям, или нет, или они поступают с задержкой», – заявили в ВЭФе.

В России сбором и обработкой данных для отчета TTCI занимаются Евразийский институт конкурентоспособности и консалтинговая компания Strategy Partners. Партнер Strategy Partners и координатор в России программы ВЭФа по международной конкурентоспособности Алексей Праздничных пояснил «Ведомостям», что оценки условий для развития сектора туризма и путешествий на базе опроса скорее отражают запросы руководителей и собственников бизнеса как «потребителей» специализированных ресурсов (например, трудовых) – отсюда заметное отличие результатов опроса от общедоступной статистики, часто показывающей лишь состояние стороны предложения (позицию «продавца»).

Также Праздничных подчеркивает, что выборка во всех странах формируется так, чтобы максимально репрезентировать национальную экономику. «В России ежегодно опрашивается несколько сотен руководителей компаний в 20 регионах в разных отраслях. В анкете нет узкоотраслевых вопросов, она составляется так, чтобы любой осведомлённый руководитель бизнеса мог ответить на её вопросы. Мнение, высказанное ими, независимо, непредвзято и компетентно в той степени, в которой это в принципе позволяет сбор информации методом анкетирования», – уточняет он.

Что касается вызвавших вопросы оценочных критериев, например, малого числа показателей в пункте «Культурная среда и деловые поездки» (куда включены стадионы и не включены музеи, театры, галереи и т.п.), то эксперты ВЭФа отвечают, что такой всеобъемлющий инструмент как индекс TTCI не предназначен для оценки отдельных видов туризма. «Разделение туристических активов стран на «природные» и «культурные и деловые» обусловлено лишь тем, что природная красота – это в большей степени неизменная объективная данность, «унаследованное преимущество», а культурные и деловые активы можно создавать. Рейтинг стран также не является конкурсом красоты национальных музеев или гостиничной инфраструктуры. Конкурентоспособность в сфере туризма и путешествий – сочетание многих факторов», – резюмирует Праздничных.

Визы и безопасность

Россия прекрасно и без эксцессов провела в 2018 г. чемпионат мира по футболу, и тем не менее по критерию «Безопасность» страна оказалась лишь на 98-м месте, проиграв Ботсване, Замбии и Боливии, – что вызвало недоумение у собеседников «Ведомостей».

«Обидели» не только Россию, подчеркивает Шпилько. Например, Китай по критерию «Туристическая инфраструктура» уступил не только Албании, но и Филиппинам, Северной Македонии и Ботсване. «Видимо, Поднебесная провалилась по критерию числа гостиничных номеров на 100 жителей. Как с такой инфраструктурой Китай входит в пятерку стран – лидеров по числу международных туристских прибытий, остается только гадать», – говорит президент РСТ.

Существующий в России строгий визовый режим привел к тому, что по показателю «Международная открытость» страна оказалась на самом низком для себя, 123-м месте. Упрощение визового режима радикально улучшает туристическую конкурентоспособность стран, констатируют авторы TTCI, приводя в пример Катар и Оман. Катар, отменивший визы для граждан 80 стран, переместился со 119-го на 3-е место по этому критерию. При этом открытость границ не привела к снижению уровня безопасности в этих странах – они получили оценки 6,3 по семибалльной шкале, а Оман по безопасности занял 3-е место в глобальном списке.

В России визовый режим тоже смягчается, напоминает представитель Минэкономразвития. Режим электронных виз существует с августа 2018 г. на Дальнем Востоке, с 1 июля 2019 г. – в Калининградской области. С 1 октября 2019 г. граждане 53 стран смогут посещать по бесплатной электронной визе Санкт-Петербург и Ленинградскую область. «Мы ведем работу с нашими коллегами из МИДа и ожидаем существенного роста иностранных туристов благодаря такому инструменту», – заявили в министерстве.

Полемика об упрощении визового режима ведется, есть прямое поручение президента России о внедрении механизма электронных виз с 1 января 2021 г. на территории всей страны, говорит Фомин. Он также обращает внимание на подвижки в этом вопросе, приводя в пример электронные визы для посещения Дальнего Востока, Калининградской области (последних за два месяца было выдано порядка 40 000), Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Что развивать

«Серединных» результатов в рейтинге у России не так много. Как правило, страна получает либо высокие, либо очень низкие оценки. «Безусловно, мы будем оперативно реагировать на те позиции, где фиксируется существенное отставание, по остальным составим конкуренцию сильным игрокам глобального туризма», – заявили в Минэкономразвития.

«У России есть ряд конкурентных преимуществ перед другими странами, которые можно и нужно развивать. Например, богатые природно-культурные ресурсы – наша сильная сторона, – говорит Фомин. – Поэтому для повышения конкурентоспособности необходимо максимально правильно использовать свои конкурентные преимущества. Сильные стороны надо не просто усиливать, их надо рекламировать!»

Обновлено: добавлен комментарий представителя консалтинговой компании Strategy Partners