Крупнейший производитель пестицидов в России начал выращивать на продажу зерно и семена

Это поможет «Августу» лучше продавать основной продукт
Евгений Разумный / Ведомости

«Август» запускает новое направление бизнеса – развитие собственных сельскохозяйственных предприятий, указано в вакансии компании на сайте hh.ru. У «Августа» действительно есть такой проект, подтвердил «Ведомостям» директор по маркетингу и продажам компании Михаил Данилов.

«Август» – крупнейший в России производитель средств защиты растений: в 2018 г. компания занимала 18,7% российского рынка, по данным «Агростата». «Август» в 1990 г. основал бывший научный сотрудник Института структурной макрокинетики Российской академии наук Александр Усков. Сейчас он владелец контрольного пакета «Августа» и его гендиректор. Компания начинала с торговли пестицидами. В 1994 г. она приобрела завод по производству пестицидов в Чувашии, а в 2009 г. построила завод в Белоруссии, в 2019 г. запустила завод в Татарстане.

«Август» приобретал и арендовал земли под свой сельскохозяйственный бизнес в течение нескольких последних лет и уже собрал земельный банк около 70 000 га в Краснодарском крае, Татарстане и Чувашии, а также в Казахстане, рассказал Данилов. На своих угодьях компания выращивает пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, горох, сою, рапс, подсолнечник, лен.

Основная цель аграрного проекта – отработать собственные технологии защиты растений, углубить экспертизу в сельском хозяйстве, объясняет Данилов. Многим покупателям пестицидов требуется консалтинг после продажи, а для этого надо глубже разбираться в таких вопросах, как обработка почвы, севообороты, семена, техника и т. д., продолжает собеседник «Ведомостей». Это подтверждает председатель краснодарского кооператива «Знамя Ленина» Юрий Хараман: удобно, когда у поставщика препаратов есть собственные земли, на которых технологии уже отработаны. Также хозяйства успешно торгуют собственной сельхозпродукцией – зерном и семенами, говорит Данилов.

Собственные наделы есть у многих компаний, выпускающих агрохимикаты, правда не такие большие, как у «Августа», отмечает директор «Совэкона» Андрей Сизов.

У ближайшего конкурента «Августа» – швейцарской Syngenta в России три действующих центра испытаний семян и средств защиты и один строящийся, при них есть опытные поля – на 500 га в Самарской области и по 50 га в Краснодарском крае и Воронежской области, рассказал представитель компании. Эти поля используются исключительно для исследований, промышленным производством сельхозкультур Syngenta не занимается, подчеркивает он. У немецкой Bayer нет в России земельных участков, но она сотрудничает с хозяйствами в регионах и совместно проводит мероприятия, в ходе которых аграрии могут увидеть результаты работы средств защиты растений, сказал ее представитель.

У другого крупного российского производителя пестицидов – «Щелково-агрохима» в обработке 23 000 га сельскохозяйственных земель в Орловской, Воронежской областях, в Адыгее и Ставропольском крае, рассказал гендиректор этой компании Салис Каракотов. Там, по его словам, компания выращивает семена зерновых и бобовых культур.

Агробизнес прибылен, отмечает Каракотов: продажи семян пшеницы, например, обеспечивают рентабельность чистой прибыли около 100%. Это значительно больше, чем при производстве пестицидов, где рентабельность редко выше 20%, в результате весь бизнес компании становится эффективнее, рассуждает он.

Кроме того, собственные хозяйства служат дополнительным рынком сбыта для пестицидов, продолжает Каракотов: своим хозяйствам «Щелково-агрохим» продает их по рыночной цене и даже выше. А когда удается добиться хороших показателей урожайности и прибыльности хозяйств, то это отличный инструмент для маркетинга собственных средств защиты: после демонстрации работы продажи средств защиты увеличиваются, радуется он.

С 2010 по 2018 г. потребление средств защиты растений в России выросло в 2,8 раза до 146 600 т, по данным Союза производителей химических средств защиты растений. Во многом за счет большего использования этих средств росла и урожайность: у пшеницы с 2000 по 2019 г. она увеличилась вдвое до 26 ц/га, напоминает Каракотов.