«Вертолеты России» объединят легендарные конструкторские бюро Миля и Камова

Это повысит их эффективность
«Вертолеты России» объединят легендарные конструкторские бюро Миля и Камова, создавшие все советское вертолетостроение/ Илья Питалев / РИА Новости

Холдинг «Вертолеты России» (единственный в России разработчик и производитель вертолетной техники) объединит два своих ведущих конструкторских бюро (КБ) – Миля и Камова, сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора «Вертолетов России» Михаил Короткевич через представителя.

Объединение произойдет таким образом: к Московскому вертолетному заводу им. М. Л. Миля (МВЗ; является КБ, выпуском продукции не занимается) будет присоединено АО «Камов», единая компания будет переименована в «Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова». Объединение планируется завершить к середине 2020 г., а интеграционные процессы и оптимизация работы продлятся до 2022 г., добавил Короткевич.

МВЗ им. Миля в 2018 г. получил 11,8 млрд руб. выручки и 712 млн руб. чистой прибыли по РСБУ, «Камов» – 5,5 млрд руб. выручки и убыток в 14,5 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»).

Оба КБ в 2015 г. уже переехали на одну площадку в Томилино Московской области, это позволило сократить их общую площадь на 40%, площадь зданий – на 20%.

Объединение двух бюро, продолжает Короткевич, позволит производить научный обмен техническими решениями и достижениями – сейчас это затруднено ограничениями по безопасности, сложной процедурой передачи прав на интеллектуальную собственность. В единой компании будет возможно распределение загрузки между двумя КБ, можно эффективнее организовать передачу части работ на вертолетные и ремонтные заводы. В результате, по его словам, высвободится 15–20% годовой мощности двух КБ. Будет создана единая стендовая база, единые подходы к испытаниям и сертификации комплектующих. Сократятся расходы на получение лицензий ФСБ, ФСТЭК и Минобороны.

Незначительные сокращения коснутся только административного и управленческого персонала, а количество конструкторов после слияния будет расти, добавляет Короткевич.

Николай Камов (1902–1973) и Михаил Миль (1909–1970) – легендарные советские авиаконструкторы, из созданных ими КБ выросло все советское вертолетостроение. Первый советский вертолет – Ми-1 был введен в эксплуатацию в 1951 г. Первый серийный вертолет конструкции Камова – Ка-10 выпускался с 1951 г.

Уникальные конструкторские школы Миля и Камова будут сохранены в новой компании, это предусмотрено ее организационной структурой, говорит Короткевич. Возглавлять компанию будет исполнительный директор (кто им станет, пока не решено), у него будет два заместителя – по тематике соответственно «Ми» и «Ка», два заместителя по разработке новых вертолетов – «Ми» и «Ка», также в компании будет два главных конструктора. Отказ от брендов «Ми» и «Ка» не планируется – они давно стали синонимом надежности и высоких летно-технических характеристик.

Представление о конкуренции между школами Миля и Камова преувеличено, еще в советское время сложилось четкое распределение: машины Миля и Камова создавались для разных условий и задач, рассказал Короткевич. Вертолеты «Ка» за счет большей компактности и соосности многих моделей (повышает устойчивость в воздухе) тяготеют к военно-морской тематике, Ка-32 по этим же причинам эффективен при тушении пожаров, в том числе в городских условиях. Вертолеты «Ми» ориентированы на перевозку людей и грузов. Боевой вертолет Ка-52 за счет большей скорости и маневренности имеет разведывательно-ударные функции, боевой Ми-28 скорее предназначен для открытого столкновения с противником.

В холдинге есть два других КБ: «ВР-технологии» (разрабатывает беспилотник и легкий однодвигательный вертолет VRT500) и КБ Казанского вертолетного завода (разработало легкий вертолет «Ансат»). Они продолжат работать раздельно.

Объединение инженерных центров в авиастроении – мировая тенденция, слияние «Миля» и «Камова» было неизбежным, особенно с учетом размеров российской экономики, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В мире осталось три субъекта, которые могут позволить себе иметь больше одного инженерного центра в вертолетостроении, – это США, Китай и ЕС, продолжает Макиенко. «Раз было решено консолидировать отрасль и создать холдинг «Вертолеты России», логично объединить и оба КБ – это позволит сократить административный и управленческий персонал и оптимизировать управленческие процессы», – считает ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов. По его мнению, объединение также позволит повысить качество и сократить сроки конструкторских работ.