«Северсталь» рассказала в Лондоне о росте инвестиций

Как работать, когда сталь дешевая и действуют торговые ограничения
Владимир Смирнов / ТАСС

В 2020 г. капитальные затраты «Северстали» Алексея Мордашова составят $1,7 млрд, это на 23% больше, чем в 2019 г., и на 21% больше, чем планировалось ранее. В зависимости от рыночной ситуации компания может корректировать 30–40% размера капитальных затрат, пояснил в разговоре с «Ведомостями» заместитель генерального директора «Северстали» по финансам и экономике Алексей Куличенко.

Повышение капитальных затрат по сравнению с прошлогодним прогнозом связано с переносом с прошлого года части инвестиций, ростом инвестиций в IT-проекты, пояснил менеджмент компании. Говорить о размере капитальных затрат в 2021–2922 гг. пока рано, так как ситуация на рынке волатильная. В целом до 2023 г. на проекты развития компания направит $2,5 млрд.

Капитальные затраты компании начнут снижаться в 2021 г. и к 2024 г. вернутся к базовому уровню – $800 млн в год, говорится в презентации «Северстали» ко дню инвесторов. «Но нельзя утверждать, что компания не будет менять план капитальных затрат: необходимо следить, чтобы инвестиционные проекты не оказывали негативного влияния на финансовое положение компании. Если кризисная рыночная ситуация окажется долгосрочной, компания должна будет реагировать переносом или приостановкой проектов», – продолжает Куличенко.

Стратегию развития до 2023 г. «Северсталь» приняла в ноябре 2017 г., но уже в мае 2018 г. обновила и заявила, что в течение следующих пяти лет планирует увеличивать показатель EBITDA на 10–15% ежегодно без учета рыночного фактора. За 2018–2019 гг. такой прирост составит уже $700 млн, говорится в материалах компании. Всего до 2023 г. компания рассчитывает получить дополнительные $2,1 млрд EBITDA за счет развития сбытового подразделения и высокомаржинальной и инновационной продукции (криогенные стали, стали для проектов, связанных с возобновляемыми источниками энергии, стали со специальными свойствами). Такой подход обеспечивает компании финансовую стабильность даже в условиях низких цен на сталь.

Последние два года ситуация на рынке была сверхпозитивная, теперь тенденция развернулась, продолжает Куличенко. Промышленное производство в Европе и Турции сокращается, развитые рынки излишне волатильны, это накладывается на общую нервозность на рынке из-за торговой войны США и Китая и падения цен на сталь.

Ухудшают рыночную ситуацию и многочисленные торговые ограничения: они ограничивают возможности потребителей в первую очередь, сетует Куличенко: «Ситуация трудная для большинства индустрий и производителей, даже для «Северстали». Скорее всего, многим участникам рынка придется работать в убыток или увеличивать складские запасы».

«Северсталь» ориентируется преимущественно на внутренний рынок. В 2018 г. на Россию пришлось почти 60% продаж компании – 6,1 млн т. К 2023 г. компания рассчитывает увеличить долю продаж на российском рынке до 69%. В 2020 г. потребление стали в России вырастет примерно на 1,5%, ожидают в компании. Эффекта от инфраструктурных проектов, о которых так много говорится, в следующем году отрасль еще не почувствует, уверен Куличенко.

По оценкам аналитиков «ВТБ капитала», на реализацию национальных проектов (порт Тамань, мост на Сахалин, развитие московской транспортной системы, скоростная магистраль Москва – Казань и проч.) в 2019–2025 гг. потребуется 40 млн т стали. Но к 2023 г. они могут существенно увеличить потребление стали в стране и обеспечить значительное преимущество для компании и отрасли. По оценкам «Северстали», в 2023 г. потребление стали в России вырастет на 3,8% от уровня 2018 г. до 46,8 млн т.

Ожидаемый рост капитальных затрат несколько настораживает, учитывая ту фазу цикла, в которой находится глобальная стальная отрасль. Однако компания несколько раз подчеркнула, что готова умерить инвестиционные аппетиты (вплоть до $1млрд в год), если ситуация на рынках значительно ухудшится, замечает аналитик «Атона» Андрей Лобазов. «Это дает инвесторам веру в то, что баланс компании выдержит дивидендные выплаты более 100% от свободного денежного потока еще в течение продолжительного времени», – полагает эксперт. Кроме того, ставка компании на высокомаржинальную продукцию абсолютно оправдана – это хорошая возможность занять нишевые рынки и нарастить прибыльность.