Проект «Газпрома» и «Русгаздобычи» на Балтике может подорожать

Ему могут понадобиться собственный морской терминал и хранилище для газа
Стоимость мегапроекта «Газпрома» и «Русгаздобычи» в Усть-Луге (на фото) может существенно вырасти /TASS

Стоимость мегапроекта «Газпрома» и «Русгаздобычи» в Усть-Луге может существенно вырасти. В августе РБК сообщал: $13 млрд стоит завод по переработке и сжижению газа, его строит ООО «Русхимальянс» («Газпрому» и «Русгаздобыче» принадлежит по 50%); $13,05 млрд – инвестиции в газохимический комплекс (оператор – Балтийский химический комплекс, БХК, 100% – у «Русгаздобычи»), который «Русгаздобыча» должна построить самостоятельно. Но в этой оценке нет точных расчетов стоимости строительства морского терминала для отгрузки продукции газоперерабатывающего завода – следует из декабрьских материалов БХК. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность данных подтвердили три человека, близкие к разным сторонам проекта. Кроме того, нужно решить и как хранить резерв этана для бесперебойной работы газохимического комплекса во время ежегодной профилактики газопроводов «Газпрома».

«Предварительная оценка стоимости проекта строительства завода по переработке и сжижению газа, сделанная на этапе обоснования инвестиций, включает затраты на сооружение морского отгрузочного терминала для СПГ и СУГ, а также соединительных трубопроводов», — говорится в объединенном ответе компаний. Подробностей они раскрывать не стали.

Производительность гигантского комплекса в Усть-Луге – 45 млрд куб. м газа с высоким содержанием этана в год, из него получится 13,3 млн т сжиженного природного газа (СПГ), 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ), 3,6 млн т этана и 19 млрд куб. м сухого газа. Сухой газ вернется в трубопроводы «Газпрома», этан станет сырьем для газохимического комплекса «Русгаздобычи», но готового решения, как будет экспортироваться СПГ и СУГ, у партнеров пока нет, следует из материалов БХК: рассматриваются три варианта. Возможно, понадобится свой терминал (точная оценка расходов будет к апрелю), другой вариант – терминал «Портэнерго» (находится в управлении «Сибура») вблизи завода, третий – их комбинация. Использование мощностей «Портэнерго» «Русгаздобыча» обсуждала с «Сибуром» в октябре, коммерческие предложения она рассчитывает получить до 30 января, пишет БХК.

«Газпром» и «Русгаздобыча» говорят в совместном комментарии, что рассматривают и существующие экспортные мощности, и новые, а ход переговоров не комментируют. В «Сибуре» отказались от комментариев.

Екатерина Колбикова из Vygon Consulting полагает, что на строительство порта, если следовать мировой практике, приходится около 10% инвестиций в завод СПГ, т. е. удельные расходы на тонну СПГ составляют $15–25; еще $10–15 добавляет хранилище. Исходя из анализа недавних объектов для отгрузки СПГ, стоимость портовой инфраструктуры под 13 млн т в год – $0,8–1,4 млрд, посчитала она, а терминала для перевалки 2,4 млн т СУГ – до $0,4 млрд. Интегрированная портовая инфраструктура обойдется дешевле, чем два объекта порознь, допускает Колбикова, и удельные затраты будут ниже.

Расширение причальной инфраструктуры в порту без дноуглубления не слишком дорого, говорит аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Сергей Капитонов, в польском Свиноуйсьце это стоило $30 млн. Рабочие глубины у «Портэнерго» – 13,5 м, можно принимать суда до класса Q-Max включительно, считает он. А полноценный новый порт потребует расходов иного порядка, продолжает Капитонов: порт Сабетта стоил порядка $1,6 млрд, но там дополнительных расходов потребовали суровые условия Арктики, необходимость защиты от льдов и дорогая логистика.

«На презентации [7 июня 2019 г.] было сказано: [капитальные затраты на газоперерабатывающий комплекс составят] более 700 млрд руб. Если вы у меня спросите сегодняшнюю оценку, я вам скажу: 750 млрд руб. Но все дело в том, что еще предстоит стадия «проект» (ПСД), рабочая документация, соответственно, строительно-монтажные работы и т. д. Вы человек опытный и, в принципе, даже знаете, наверное, некоторые выкладки, которые говорят о какой-то возможной корректировке первоначальных заявленных объемов инвестиций». О стоимости завода по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, 28 июня 2019 г.

Алексей Миллер
предправления «Газпрома»

«Газпрому» и «Русгаздобыче» необходимо также обеспечить непрерывность загрузки газохимического комплекса сырьем. Сроки и регулярность остановок (профилактика и ремонт), связанных с трубопроводной системой «Газпрома», пока четко не определены, пишет Балтийский химический комплекс. Речь идет о том, что они могут составлять до 15 суток ежегодно, как следствие, суммарные потери только на Балтийском химическом комплексе оцениваются более чем в $180 млн. Потери от временных остановок газоперерабатывающего завода в материалах комплекса не указаны.

Обсуждается строительство изотермического хранилища на 375 000 куб. м этана в составе газоперерабатывающего комплекса, что приведет к увеличению капитальных затрат ориентировочно на $450–600 млн, говорится в материалах Балтийского газохимического комплекса, альтернатива – хранилище непосредственно в порту либо фрахт газовозов для хранения этана. Но строительство хранилища в порту мало того что сравнимо по стоимости с хранилищем в составе комплекса, оно еще и лишит компанию доходов от обратного акциза на этан, указано в материалах, а фрахт газовозов требует расходов на причальную стенку и дноуглубление, может быть осложнен дефицитом свободных судов на мировом рынке, а еще тоже приведет к потере обратного акциза.

В «Газпроме» и «Русгаздобыче» отказались комментировать стоимость хранилища этана. Вопрос синхронизации работы трубопроводов и кластера в Усть-Луге «будет согласован на соответствующем этапе проекта с учетом коммерческих интересов партнеров, технологических и прочих требований», говорится в ответе компаний.

Дисклэймер: Исправлено утверждение, что стоимость морского терминала не заложена в оценку затрат на строительство ГПК. Добавлен совместный комментарий представителей «Газпрома» и «Русгаздобычи».