Евразийский союз занялся цифровизацией логистики

На создание электронных сервисов для грузоперевозок потратят 10 млрд рублей
Речь идет о новых цифровых таможенных, логистических, страховых и финансовых сервисах и о доработке и интеграции в общую экосистему уже существующих/ Евгений Разумный / Ведомости

Премьер-министры всех пяти стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) подписали договор о единой экосистеме цифровых транспортных коридоров. Речь и о новых цифровых таможенных, логистических, страховых и финансовых сервисах, и о доработке и интеграции в общую экосистему уже существующих. Общие затраты на проект– 10 млрд руб.

План создания этой экосистемы утвержден Евразийским межправительственным советом на форуме Digital Almaty 31 января, рассказал «Ведомостям» представитель Аналитического центра при правительстве, за научно-исследовательский этап подготовки плана отвечал замруководителя Проектного офиса Максим Галл.

В пресс-службе правительства не ответили на запрос «Ведомостей».

Экосистема будет включать сервисы для расчета маршрутов, электронные путевые листы, электронные международные транспортные накладные, электронные протоколы результатов проверки органами внутренних дел и др., рассказал Галл, идут переговоры и с другими иностранными партнерами – для интеграции систем: с китайским Loginc и европейским Fenix.

По расчетам Аналитического центра, затраты на экосистему цифровых коридоров ЕАЭС до конца 2025 г. могут достичь 5,8 млрд руб. – из бюджета ЕАЭС и 4,2 млрд – из бюджетов стран – членов ЕАЭС и средств компаний-участниц. Перечень сервисов, сроки создания их и цифровой инфраструктуры, список компаний-участниц еще предстоит определить, сообщает Аналитический центр.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, орган ЕАЭС, отвечающий за углубление интеграции и проч.) оценивает экономический эффект от будущей экосистемы в 50–150 млрд руб. к 2025 г. Даст экосистема и побочный эффект – анализ потоков данных, идущих от нее, позволит строить транспортно-экономический баланс, выявлять узкие места, прогнозировать транспортные потоки и проч., надеется представитель ЕЭК.

Система будет нейтральна к транзиту санкционных грузов, объяснил Галл.

Экосистема позволит интегрировать все виды перевозок, но полезнее всего она будет для автомобильных перевозок. По данным ЕЭК, автомобильный транспорт обеспечивает в ЕАЭС 82% перевозок (без трубопроводного транспорта). Цифровые коридоры позволят уже с 2022 г. увеличить полезный годовой пробег в пересчете на транспортное средство на 23% – за счет снижения непроизводственных простоев, дает прогноз представитель ЕЭК: годовая выручка логистических компаний должна увеличиться пропорционально.

Сейчас в государствах – членах ЕАЭС транспортно-логистическая составляющая в конечной стоимости товаров достигает 30%, а в Евросоюзе – 10%, знает Галл. Крупные логистические компании обычно имеют собственные информационные системы, а малые и средние предприятия в основном полагаются на внешние коммерческие логистические платформы, рассуждает он. Эти системы не связаны между собой, и отсутствие координации сказывается на стоимости логистических операций в сторону увеличения. Формирование единой цифровой экосистемы призвано решить и эту проблему, констатирует Галл.

По данным таможенной статистики, в январе – ноябре 2019 г. внешнеторговый оборот России составил $609,5 млрд и по сравнению с январем – ноябрем 2018 г. снизился на 3,1%. Оборот в торговле России с Белоруссией составил за январь – ноябрь 2019 г. $32 млрд, с Казахстаном – $17,8 млрд, с Арменией – $2 млрд, с Киргизией – $1,7 млрд, а весь оборот между государствами – членами ЕАЭС – $55,3 млрд.

В 2018 г. доля взаимной торговли товарами в ЕАЭС в их общем торговом обороте составляла всего 7,3%, говорит научный сотрудник Международной лаборатории исследований международной экономики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Евгений Гущин: весьма низкий показатель для интеграционного объединения. В ЕС, продолжает Гущин, этот показатель – 47%, в АСЕАН – 14%; ближе всех у Mercosur (общий рынок стран Южной Америки) – 8%. Проблема в том, считает он, что экономики стран ЕАЭС скорее конкурируют друг с другом, чем взаимодополняют: у России и Казахстана, к примеру, главный товар – нефть, торговать ею друг с другом не имеет смысла. Цифровые транспортные коридоры будут способствовать развитию торговли внутри ЕАЭС, а заодно могут сделать территорию ЕАЭС более конкурентоспособным маршрутом для транзита товаров между Китаем и ЕС, рассуждает Гущин. Потенциально это сможет решить одну из проблем – относительную изолированность внутреннего рынка для международной торговли, заключает он.