В России может быть ограничена продажа электронных сигарет и вейпов

Некурительная продукция с содержанием никотина – пастилки, снюсы и проч. – окажется под запретом
Производители табака категорически против приравнивания электронных сигарет и вейпов к обычным сигаретам/ Наталья Шарапова для Ведомостей

В Госдуме 14 февраля состоялось заседание рабочей группы по вопросу внесения изменений в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Помимо депутатов присутствовали сотрудники Минздрава, Роспотребнадзора, представители отраслевых союзов и компаний – производителей табачных изделий. Об этом «Ведомостям» рассказали представители табачных компаний и участники встречи.

Это было финальное заседание, обсуждались итоговые поправки ко второму чтению антитабачного закона, рассказал один из разработчиков поправок – первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Основная идея – унифицировать регулирование всей курительной никотиносодержащей продукции, говорит он. Инициативу продвигал Минздрав, ее же поддержал Роспотребнадзор, утверждают сотрудники двух компаний – производителей табака.

Техрегламент Евразийского экономического союза на табачную продукцию действует с 2014 г. Но с тех пор появилось очень много альтернативных курительных систем – вейпов, электронных сигарет и прочих продуктов. Эти изделия никак не регулируются, что неправильно, отмечает Рязанский.

Поправки вносят запрет на продажу всех этих систем до разработки техрегламента. Переходный период – два года. Этого времени хватит, чтобы разработать и принять новый техрегламент, считает Рязанский.

Некурительные продукты с содержанием никотина – пастилки, пэки, снюсы и проч. – должны быть запрещены, говорит Рязанский. Они могут продаваться, только если зарегистрированы в качестве медицинских изделий. Производители часто лукавят, называя альтернативные средства доставки никотина способом лечения от зависимости. Все, что связано с лечением, должно продаваться в аптеке, указывает Рязанский.

Второе чтение законопроекта должно состояться 3 марта.

Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов подтверждает: альтернативные средства курения должны регулироваться. Потребители должны знать, что это за продукт, какой у него состав, какие он несет опасности. 19 февраля комитет еще раз обсудит все эти поправки, добавляет он.

Альтернативные средства курения есть у всех крупнейших производителей табака. Например, электронные испарители никотина продают в России JTI и Imperial Tobacco (устройства Logic Pro и myblu соответственно). Американский производитель вейпов Juul Labs в 2018 г. вывел на российский рынок устройство Juul. Philip Morris International предлагает IQOS – устройство, где используется не жидкость с никотином, а табак, тлеющий при нагревании. По такому же принципу работает и устройство glo, которое продает British American Tobacco. Они же продают никотиновые пэки Lyft.

Участники рынка уверены: двух лет отсрочки не хватит на подготовку техрегламента. Техрегламент на табачную продукцию разрабатывался и принимался в течение пяти лет, напоминает директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал тобакко» в России и Центральной Азии Илона Миртова. Электронные никотиносодержащие продукты и традиционные сигареты – абсолютно разный товар с разными характеристиками и профилями риска, отмечает директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Василий Груздев. По его словам, принятые в первом чтении в декабре поправки, на которые был дан положительный отзыв правительства, не предусматривали полного приравнивания электронной никотиносодержащей продукции к сигаретам. Сейчас же концепцию законопроекта кардинально меняют, указывает Груздев, остается ожидать заключения правительства и администрации президента на данную инициативу.

Принятие поправок означает остановку оборота любой инновационной продукции, говорит директор департамента по работе с госорганами «БАТ Россия» Олег Барвин. В России уже несколько миллионов потребителей инновационных продуктов. Всем им придется вернуться обратно к сигаретам. Также, по его мнению, запрет обернется ростом нелегальных поставок из близлежащих государств и снижением поступлений акцизов. Потери бюджета он оценивает более чем в 30 млрд руб. ежегодно.

Приравнивание альтернативных продуктов к курительным изделиям практически ставит барьер на пути их дальнейшего изучения и раскрытия потенциала для совершеннолетних курильщиков в качестве менее вредной альтернативы, соглашается вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис интернэшнл» в России Сергей Слипченко.

Представители правительства, Минздрава и Роспотребнадзора на запросы «Ведомостей» не ответили.