Теплицы оказались самым рентабельным направлением сельского хозяйства в России

Этот бизнес привлек инвесторов после девальвации рубля и продуктового эмбарго
Самая высокая рентабельность EBITDA среди аграриев – у производителей тепличных овощей, подсчитали эксперты/ Евгений Разумный / Ведомости

Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка проанализировал, какие направления сельского хозяйства наиболее рентабельны. Анализ основан на расчетах банка по данным отчетностей заемщиков за четыре квартала, завершившихся 31 октября 2019 г. Среди клиентов банка – 11 000 сельхозпроизводителей. «Ведомости» ознакомились с результатами исследования.

Лидеры отрасли

Самая высокая рентабельность EBITDA среди аграриев – у производителей тепличных овощей, подсчитали эксперты: за год она выросла на 8 процентных пунктов (п. п.) до 52%.

Тепличный бизнес стал бурно развиваться после введения продуктового эмбарго и девальвации рубля в 2014 г., объясняет представитель центра. Лидер рынка – «Эко-культура» нарастила площади теплиц. Начали строить теплицы сын Романа Абрамовича Аркадий, структуры, близкие к владельцам автодилера «Авилон» (ГК «Мое лето»), и др.

Рентабельность современным теплицам обеспечивает высокая производительность, считает представитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка: можно получить урожай до 80 кг с 1 кв. м, а цена на овощи, особенно вне сезона, зимой и ранней весной, высока. Помогают и собственные мини-ТЭЦ для обогрева и досветки теплиц – у построивших их инвесторов рентабельность еще выше, говорит он.

Инвестиции в теплицы в 2015–2019 гг. превысили 200 млрд руб., заложено более 1100 га новых теплиц, оценивает директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков. Россия полностью обеспечена собственными огурцами, а вот 40% томатов все еще импортируется.

Теплицы в 2015–2017 гг. были одним из самых рентабельных направлений сельского хозяйства, подтверждает партнер «НЭО центра» Инна Гольфанд. Сейчас у большинства теплиц маржа ниже оценки Россельхозбанка, заверил Глушков. Высоким – около 50% – показатель был в 2017–2018 гг., вспоминает директор инвестиционного департамента «Эко-культуры» Юрий Воронов. Тогда после запрета поставок из Турции на рынке образовался дефицит.

А сейчас самых востребованных недорогих томатов достаточно, рассуждает Воронов, и большинство крупных производителей осваивают премиальную продукцию, например помидоры черри, фасованные и брендированные овощи. Они дороже, но и затраты выше.

Сейчас рентабельность EBITDA у теплиц около 45% и пока не растет, добавляет Воронов. Он также отмечает влияние отмены компенсации капитальных затрат.

Рентабельность тепличного бизнеса стала снижаться из-за роста конкуренции, говорит Гольфанд. Овощи не дорожают, а затраты растут из-за повышения тарифов на электроэнергию, пояснила эксперт.

За последний год рентабельность не выросла, подтверждает директор управляющей компании агрохолдинга «Мое лето» Ирина Мешкова. Но в будущем, надеется Воронов, с ростом популярности премиальных овощей, возможно, маржа достигнет прежних показателей.

По мнению Глушкова, для оценки инвестиционной привлекательности отрасли стоит учитывать и сроки окупаемости проектов, а они высоки: после отмены компенсации капитальных затрат они выросли с 7,5 до 12 лет.

Доходное мясо

На 2-м месте по рентабельности, по оценке экспертов Россельхозбанка, – мясное скотоводство. Его рентабельность EBITDA за четыре квартала выросла с 42 до 45%. У крупнейших промышленных производителей завершилась инвестиционная фаза. Растут доля потребительской продукции из говядины и поставки в рестораны.

Владимир Путин
президент России

«Если рост экономики у нас 1,3%, то рост сельхозпроизводства — 4,1%. В известной степени это даже локомотив развития всей экономики. Сельское хозяйство России не только обеспечивает страну на сегодняшний день всеми основными базовыми продуктами питания, но и достаточно эффективно и все больше и больше работает на экспорт». ТАСС, декабрь 2019 г.

Цифра выглядит завышенной, считает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. У компаний производство устроено по-разному и их рентабельность отличается, напоминает он. Кто-то, например, лишь откармливает телят и продает, а кто-то построил предприятие с полным циклом – от маточного поголовья до убоя и производства готовой продукции.

Говядина – дорогое мясо по сравнению с птицей и свининой, спрос на нее не растет, это сдерживает рост цен, говорит Юшин. Исключение – премиальная говядина, потребление которой за пять лет выросло в 7 раз.

Но сроки окупаемости проектов производства говядины долгие – 11–12 лет, оценивает эксперт; инвесторы пока крайне неохотно идут в этот бизнес.

Представитель «Мираторга» на запрос не ответил.

«Меркурий» поддержал молочников

Высока рентабельность EBITDA и у молочного животноводства – 35% (+1 п. п.).

Помогла борьба с фальсификатом. В 2019 г. внедрена государственная система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» для готовой молочной продукции и появилось специальное наименование для продукции с заменителями молочного жира, напоминает представитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Система «Меркурий» позволяет отследить объемы поступающего сырого молока и сделанной из него продукции, что помогает выявить фальсификат. Спрос переработчиков на натуральное молоко вырос, цена сырья пошла вверх, увеличив рентабельность молочного животноводства.

С такими выводами согласен Анатолий Лосев, гендиректор компании «Молвест», которая владеет молочными фермами и выпускает продукцию под брендом «Вкуснотеево». Рост рентабельности EBITDA отмечала и материнская компания агрохолдинга «Эконива» – компания Ekosem-Agrar: на 5,4 п. п. до 33,1% за первое полугодие 2019 г.

Результат в 2019 г. действительно хороший, радуется владелец «Эконивы» Штефан Дюрр, помимо борьбы с фальсификатом внутренние цены росли за счет роста мировых цен и удорожания поставок из Белоруссии – основного поставщика импортной молочной продукции.

Правда, сейчас проектируется много молочных комплексов, в том числе новыми инвесторами, через 1,5–2 года будут введены значительные мощности, добавляет Дюрр. Это, возможно, станет одной из причин снижения цен и рентабельности бизнеса.

Марже подложили свинью

А вот у свинины рентабельность EBITDA снизилась – на 4 п. п. до 31%, по оценке Россельхозбанка. Причина – падение оптовых цен в 2019 г. Россия практически вышла на самообеспеченность по свинине, конкуренция усиливается, поэтому цены и падают, объясняет представитель центра.

Один из лидеров в производстве свинины – «Черкизово» подтверждает падение цен: средняя цена реализации снизилась на 9% до 89,1 руб. за 1 кг за 2019 г. На внутреннем рынке избыток предложения, считает компания. Рентабельность скорректированной EBITDA в свиноводстве у «Черкизово» упала с 46,9% в 2018 г. до 34,2% в 2019 г.

В начале 2020 г. цена свинины продолжила снижаться, отметил представитель «Черкизово». Это, добавляет Россельхозбанк, спровоцировало снижение цены и на куриное мясо как на товар-заменитель. По данным «Черкизово», стоимость куриной туши на оптовом рынке к концу 2019 г. упала на 25% по сравнению с ценами годичной давности – примерно до 100 руб.

В целом рентабельность сельского хозяйства в России растет, поэтому в отрасль и приходят инвесторы, говорит первый зампредседателя правления Россельхозбанка Ирина Жачкина (передала через пресс-службу).

Некоторые направления агробизнеса из-за ослабления рубля и правда стали интереснее, особенно экспортно-ориентированные: производство зерна, масличных, подсолнечного масла и т. д., отмечает аналитик «ВТБ капитала» Николай Ковалев. Но у аграриев, у которых большая часть затрат (покупка оборудования, кормов, добавок) номинирована в валюте, а продукция продается в основном на внутреннем рынке (например, мясо птицы), рентабельность снизилась. Наиболее доходными остаются производства, работающие на рынках с высокой долей импорта, но по мере насыщения рынка собственной продукцией их привлекательность снижается, говорит аналитик.