Минпромторг рекомендовал регионам не ограничивать продажи спиртного

Чиновники боятся социальной напряженности
Андрей Гордеев / Ведомости

Минпромторг разослал главам субъектов России указания о работе компаний, занимающихся поставкой и продажей потребительских товаров. Одно из указаний – не менять установленный ранее режим торговли алкоголем без крайней необходимости, говорится в документе.

«Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил человек, близкий к министерству. О таком письме также знают сотрудники двух компаний по производству алкоголя. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу Минпромторга.

Сейчас по закону розничная торговля запрещена с 23.00 до 8.00 утра на федеральном уровне, а у регионов есть полномочия вводить более жесткие ограничения.

После того как президент России Владимир Путин объявил неделю выходных, некоторые главы регионов озаботились тем, что россияне стали злоупотреблять спиртным, и начали ограничивать и запрещать его продажу. 

Например, Забайкальский край объявил о полном запрете. «Из-за режима самоизоляции обострилось количество правонарушений, совершенных на почве алкоголя. У Забайкальского края есть печальный опыт новогодних каникул, когда за 10 дней мы потеряли по пьяной лавочке более 120 человек, большая часть – криминальные смерти», – сообщил зампредседателя правительства Забайкальского края Андрей Гурулев (его слова приводятся на официальном сайте). 

В Кемеровской области власти распорядились закрыть алкомаркеты, прежде всего по продаже разливного пива. Некоторые субъекты обошлись частичными ограничениями, сократив время, когда можно торговать алкоголем. Так поступили Пермский край, Башкирия, Карелия, Хакасия и др.

Дополнительные ограничения могут привести к росту доли нелегальной продукции на рынке и социальной напряженности, считает Минпромторг.

Так считает и бизнес. Пивоваренная компания «Балтика», входящая в Carlsberg Group, серьезно обеспокоена ростом количества региональных инициатив, говорит представитель компании Алексей Кедрин. Он перечисляет последствия таких решений: спад производства, снижение доходов региональных бюджетов, рост продаж суррогатов и контрафакта. Безопасность населения в таком случае будет под угрозой, предупреждает он.

Любой запрет стимулирует рост нелегального рынка, согласен президент «Ладога дистрибьюшен» Вениамин Грабар. А вот легальные продажи алкоголя, с которого могли бы быть уплачены все налоги в казну, наоборот, сократятся. 

Наличие алкоголя на полках магазинов сдерживает рост цен на социально значимые продукты, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Магазины зачастую компенсируют упущенную прибыль от продажи таких товаров за счет более маржинальных продуктов, в частности алкоголя. Доходы от него занимают существенную долю в выручке ритейла, рассуждает Дурдыев.

«Сухой закон» приведет к росту нелегального оборота алкоголя, увеличению числа случаев отравления суррогатом, снижению поступления акцизов в бюджет, закрытию магазинов, росту безработицы и т. д., вторит им член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.

«Нам еще долго будут аукаться такие решения, потому что потом, после пандемии, людей будет трудно отучить от нелегального, но удобного и дешевого способа выпить», – предупреждает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев.

Кедрин надеется, что власти регионов прислушаются к рекомендациям Минпромторга и откажутся от запретов.

Минпромторг Пермского края ознакомился с рекомендациями федерального Минпромторга, говорит представитель регионального ведомства. Но на время режима всеобщей изоляции торговать алкоголем в крае можно будет лишь с 11.00 до 20.00 для безопасности граждан и борьбы с коронавирусом, заявил он. Он также ссылается на информацию от торговых сетей: ограничения никак не повлияли на покупательский спрос.

Ранее некоторые поставщики алкоголя говорили «Ведомостям» о росте спроса на продукцию. По данным Nielsen, продажи водки в крупнейших розничных сетях России в натуральном выражении выросли с 16 по 22 марта на 21% по сравнению с аналогичной неделей 2019 г.

Данные Росалкогольрегулирования пока не говорят о значительном скачке продаж. Например, продажи водки в I квартале выросли всего на 0,7% до почти 17 млн дал, а в марте они даже немного снизились – на 0,3% до 5,9 млн дал. По некоторым алкогольным категориям, где высока доля импорта, был заметный рост продаж. Так, розничные продажи виски в марте выросли на 12,6% до 348 000 дал.