«Уралхим» Дмитрия Мазепина купил «Уралкалий»

Сделка оценивается в $2 млрд
«Уралкалий» занимает более 20% мирового рынка калия/ Денис Абрамов / Ведомости

Компания «Уралхим» Дмитрия Мазепина закрыла сделку по приобретению контрольного пакета акций «Уралкалия», сообщил «Уралхим» 2 декабря. Там подчеркнули, что сделка позволит обеим компаниям повысить эффективность производства, логистики и продаж за счет «формирования пакетных предложений потребителям» и возможности представлять широкий спектр продуктов на основе азота, калия и фосфора.

Акции были куплены у компания Rinsoco Trading Co Limited Дмитрия Лобяка, давнего бизнес-партнера Мазепина, следует из данных Центра раскрытия корпоративной информации. В результате доля Rinsoco Trading в «Уралкалии» снизилась с 53,62 до 18,53%, а компании Мазепина – выросла с 46,37 до 81,47%.

Приобретение акций «Уралкалия» финансировал Сбербанк в рамках долгосрочного кредитного соглашения, структурированного как синдицированный кредит (по форме Russian LMA), сообщил «Уралхим».

В сентябре газета «Коммерсантъ» писала, что увеличение доли «Уралхима» в «Уралкалии» было условием выдачи кредита Сбербанка, рефинансировавшего в 2019 г. долг «Уралхима» перед ВТБ на $3,9 млрд. Однако 2 декабря в интервью ТАСС председатель совета директоров и основной владелец «Уралхима» Мазепин не подтвердил это. «Банк не может указывать, куда нам инвестировать», – сказал он.

«Мы верим, что привлечение кредитов для покупки акций – это правильные инвестиции. Мы исходим из соображений бизнеса – увеличивается цена акций «Уралкалия». Поэтому «Уралхим» довел свое присутствие в «Уралкалии» выше 75%», – отметил Мазепин (цитата по ТАСС). При этом возвращение на биржи акций «Уралкалия», который в 2015–2019 гг. провел делистинг в Москве и Лондоне, пока не планируется, добавил он. Бизнесмен также подчеркнул, что не собирается ни объединять «Уралхим» и «Уралкалий», ни создавать общую управляющую компанию.

Об участниках сделки

АО «ОХК «Уралхим» создано в 2007 г., владеет 100% в предприятии «Воскресенские минеральные удобрения», 81% в «Уралкалии» и 9,9% в «Тольяттиазоте» – одном из крупнейших в РФ производителе аммиака. Основными бенефициарами «Уралхима» являются Дмитрий Мазепин (около 95%) и менеджмент компании (5%).
В 2019 г. выручка «Уралхима» составила 78,1 млрд руб., чистая прибыль – 50,4 млрд руб. (по РСБУ). По данным Российской ассоциации производителей удобрений, по итогам прошлого года «Уралхим» стал третьим по объемам поставок продукции на российский аграрный рынок с долей 14,6%. 
«Уралкалий» занимает более 20% мирового рынка калия. Активы компании включают пять рудников и семь обогатительных фабрик, расположенных в городах Березники и Соликамск (Пермский край). Чистая прибыль компании по МСФО за 2019 г. составила $1,2 млрд против убытка в $97 млн годом ранее. Выручка выросла на 1% и составила $2,8 млрд. 

По данным Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), Россия сегодня занимает 2-е место по производству удобрений в мире. За 10 месяцев с начала нынешнего года выпуск минеральных удобрений в РФ увеличился на 3,5% до 20,5 млн т, свидетельствуют данные Росстата. Из них было экспортировано около 70%. Крупнейшими производителями являются «Еврохим», «Уралкалий», «Фосагро» и «Акрон».

Сумму сделки по покупке «Уралхимом» 35%-ной доли в «Уралкалии», а также ее структуру в компаниях не раскрывают. Сделку по консолидации акций «Уралкалия» должна была одобрить ФАС, ранее «Уралхим» направлял соответствующее ходатайство. В антимонопольной службе «Ведомостям» не предоставили комментариев.

Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нина Адамова оценивает размер сделки в сумму порядка $2 млрд. По ее словам, она приведет к увеличению концентрации в российской индустрии минеральных и химических удобрений, которая и без того имеет структуру олигополии. «На фоне этого внутренние цены на калийные удобрения немного увеличатся, но рост будет ограничен низкими уровнем цен на мировом рынке», – говорит Адамова. Эксперт поясняет, что сейчас экспортные цены на удобрения, снизившиеся с начала 2020 г. на 19%, все еще находятся «на ценовом дне». В частности, хлористый калий торгуется по $190 за тонну (FOB Балтийское море) .

Конкурентное преимущество от приобретения «Уралхимом» контрольного пакета в «Уралкалии», которого давно ждал рынок, должно состоять в снижении дублирующих функций управления, полагает старший аналитик АКРА Максим Худалов. Однако, по словам эксперта, не всегда компании, формально подчиненные единому центру принятия решений, действуют достаточно слаженно и эффективно – например, они начинают бороться за одних и тех же клиентов и даже устраивают ценовые войны.