У российских компаний возникли сложности с поставками краба в Китай

На границе двух стран образовалась большая очередь
Понимая, что в очереди часть краба погибает, импортеры вынуждены снижать цены/ Юрий Смитюк / ТАСС

У дальневосточных компаний возникли сложности с поставками живого краба в Китай. Об этом «Ведомостям» рассказали два местных рыбопромышленника. Это связано с тем, что перед пограничным пропускным пунктом Краскино в Приморском крае образовалась очередь из грузовых автомобилей. Теперь прохождение границы в этом месте занимает 10 дней и больше вместо обычных 3–4, жалуются собеседники «Ведомостей».

В результате продукция портится, падает в цене и китайские покупатели частично от нее отказываются. На эту проблему также обратил внимание и губернатор Приморского края Олег Кожемяко: об очереди из автомобилей, которые в том числе перевозят и грузы со скоропортящимися продуктами, он сообщил краевому Пограничному управлению ФСБ. Это следует из его письма, с которым ознакомились «Ведомости». Зампредседателя правительства края Константин Шестаков подтвердил его отправку. Запрос в погрануправление ФСБ остался без ответа.​

Через пограничный пункт пропуска Краскино поставляется основная часть живого краба в Китай, говорит президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. Например, в 2019 г. через него в эту страну было ввезено 11 500 т, что составляет 40% от их экспорта в живом виде и около 15% от общих поставок этого биоресурса за границу. По его словам, Китай занимает 3-е место по закупкам российского краба после США и Японии. ГК «Русский краб», к примеру, экспортирует в Китай 65% всей живой продукции, почти вся она идет через Краскино, сказал гендиректор компании Александр Сапожников. Сейчас, по его словам, из-за очередей автомобили идут через него 10–12 дней.

Очереди на границе связаны в том числе с тем, что нагрузка на Краскино стала больше из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, говорит Дупляков. Пресс-служба Росгранстроя это подтверждает: на прошлой неделе Китай приостановил пропуск транспорта через переходы Пограничный – Суйфэньхэ и Полтавка – Дуннин из-за роста случаев заражения коронавирусом, напоминает он. А с 15 по 18 декабря закрыт и переход Турий Рог – Мишань. Поэтому теперь пересечь сухопутную границу с Китаем можно только через Краскино.

На 16 декабря в очереди перед этим пунктом находилось 100 автомобилей, говорит представитель «Росгранстроя». При этом электронная очередь, по словам Дуплякова, насчитывает свыше 400 заявок. Это подтверждают и данные сайта правительства Приморья. 100 из них – на поставку живых крабов, знает Дупляков. Низкую проходимость этого пограничного пункта он объясняет отсутствием там необходимой инфраструктуры: переход технически устарел, там элементарно нет освещения для работы в темное время суток.

Его пропускная способность, по словам Дуплякова, составляет всего 25–28 автомобилей в день. Но на декабрь традиционно приходятся пиковые поставки крабов, поэтому поток увеличивается. Сейчас часть краба гибнет из-за долгой транспортировки, а задержки в поставках нарушают производственные планы компаний, не позволяют полностью освоить квоты, говорит Дупляков. Некоторые партии, запланированные на этот год, могут так не дойти до покупателей, потому что у многих компаний 31 декабря истекает срок лицензии на экспорт. Импортеры, понимая, что в очереди часть краба погибает, снижают цену на $3–4: в декабре 2019 г. экспортная цена камчатского краба составляла почти $40/кг, сейчас – не выше $35, сказал Сапожников. Заторы из машин на этом пункте пропуска периодически происходят, но в этом году проблема стоит особенно остро, отмечает Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.​

Для решения проблемы Кожемяко попросил погрануправление ФСБ увеличить часы работы перехода и разрешить работать без выходных, чтобы пропускать 35 автомобилей в сутки, говорится в его письме. Шестаков заверил, что переход уже начал работу по новому графику.

Китай лидирует в закупках российской рыбной продукции, в 2019 г. туда экспортировано продукции на сумму около $1,7 млрд, на эту страну пришлось свыше трети поставок в деньгах и около 60% – в тоннах, согласно данным ФТС. В торговле с этой страной в 2020 г. уже возникали проблемы. Например, в сентябре – октябре Китай отказывался принимать рыбу некоторых поставщиков из-за обнаружения на упаковке возбудителя коронавируса.

Позже газета «Коммерсантъ» сообщала о резком увеличении сроков оформления в портах Китая прибывающих из России транспортных судов из-за ужесточения карантинных мер: вводилось массовое тестирование членов экипажей, упаковки и т. д. В интервью «Коммерсанту» 17 декабря руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заверил, что российская сторона будет добиваться оптимальных условий выгрузки российской продукции в Китае. Экспорт рыбы из России, по его словам, в этом году даже вырос: в натуральном выражении он увеличился на 7% до более чем 1,9 млн т в январе – октябре 2020 г., но немного сократился в деньгах – на 2,3% до $4,3 млрд, сообщил Шестаков.