Минэнерго ожидает роста поставок российского угля в Азию в 1,4 раза

Помешать этим планам может высокая волатильность рынка
Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Китай – вот перспективные рынки для российского угля, по мнению Минэнерго/ Андрей Гордеев / Ведомости

Российские угольщики в ближайшие годы будут активно наращивать экспорт продукции за счет Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). К 2025 г., по прогнозам Минэнерго, поставки в АТР увеличатся до 174 млн т – это на 42% больше, чем было экспортировано в 2020 г., сообщили «Ведомостям» в ведомстве.

Наиболее быстрыми темпами – более чем в 2 раза по сравнению с показателями прошлого года – будет расти спрос на уголь в странах Индийского океана (Индии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Таиланде и др.), сообщается в презентации замминистра энергетики Анатолия Яновского (есть у «Ведомостей») к совещанию у вице-премьера Александра Новака по развитию угольной отрасли, состоявшемуся в конце января.

В 2025 г. экспорт российского угля по этому направлению может составить 57,5 млн т против 24,1 млн т по итогам прошлого года. С 2016 по 2020 г. поставки в АТР увеличились более чем на 40%, сообщается в презентации Яновского. В денежном выражении доля АТР в общем экспорте угля, по данным Минэнерго, выросла с 37% в 2011 г. до 58% в 2020 г.

Экспортная выручка от продажи угля составляет около 4% общих поступлений от экспорта товаров. Также уголь – это основной груз ОАО «РЖД» с долей в грузообороте более 40%. В 2019 г. в России, по данным ЦДУ ТЭК, было добыто 338 млн т энергетического угля и 103 млн т угля коксующегося (за прошлый год – 401,4 млн т угля обоих видов).

Потребление энергетического угля в мире неуклонно сокращается на фоне продвигаемой ЕС политики декарбонизации и бурного развития зеленой энергетики. Как писали «Ведомости», в 2019 г. доля угля в глобальном энергобалансе достигла 27% – минимального показателя за последние 16 лет на фоне роста ВИЭ за год на 0,9%.

В этой ситуации Россия делает ставку на развивающиеся страны АТР, где уголь все еще имеет наиболее весомую долю в энергобалансе (около 47%).

Ограничения на вывоз

Сегодня российский уголь отправляется в АТР через порты Дальнего Востока либо через наземные погранпереходы на границе с Китаем и Монголией. Третий путь с наиболее длительным фрахтом (т. е. более протяженный) – через порты северо-запада и юга России. По словам заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, последний вариант почти не используется угольщиками, поскольку сильно удорожает доставку продукции. Транспортировка через наземные границы тоже сопряжена с рядом трудностей, в частности с ограничениями объемов угольного транзита со стороны КНР (погранпереходы могут пропускать большее количество угля, чем реально поставляется). Поэтому именно путь через дальневосточные порты – наименее затратный и удобный для угольных компаний России. Но вывезти весь объем, который угольщики готовы отгрузить на азиатский рынок, не позволяют пропускные способности железнодорожной сети. По мнению Савчука, дефицит провозных способностей на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) сохранится даже после 2024 г., когда будет завершен второй этап его модернизации (расширение до 182 млн т в год).

По словам начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, азиатский рынок сегодня даже на фоне общемировой тенденции к декарбонизации все еще ориентирован на использование угля. Один только Китай, где на уголь по-прежнему приходится около 60% всей генерации, по его словам, потребляет около 4,5 млрд т этого топлива ежегодно. Красноженов добавляет, что в Китае и других странах АТР спрос на уголь в ближайшей перспективе будет расти на фоне введения современных угольных ТЭЦ. «Кроме того, Пекин проводит политику диверсификации поставок угля, после того как в 2019 г. из-за политических разногласий ограничил его ввоз из Австралии. Поэтому заинтересован в российских производителях», – добавляет эксперт.

Красноженов отмечает, что для российских угольщиков при поставках на азиатский рынок из-за длинного транспортного плеча принципиальное значение имеет рентабельность перевозок.

Сейчас цены на энергетический уголь в Азии (FOB Newcastle) держатся на уровне $88 за 1 т и при таких расценках прогноз Минэнерго по наращиванию угольного экспорта реальный и вполне может сбыться, считает Красноженов. «Но в сентябре прошлого года на фоне пандемии коронавируса мы наблюдали рекордное падение – до $48 за 1 т».

А при стоимости $50–60 за 1 т поставлять уголь российским производителям, не имеющим собственных вагонов и портовых мощностей (а таковых большинство), становится просто нерентабельно», – добавляет он. Падение наблюдалось также и по коксующемуся углю, являющемуся сырьем для металлургов: спотовые цены во II квартале падали до $100–120 за 1 т против $150–160 за 1 т в первом. К началу 2021 г. они восстановились до $140 за 1 т. По словам аналитика «Финама» Алексея Калачева, для производителей металлургического угля из-за его более высокой маржинальности ситуация на рынке в целом более комфортная, чем для компаний, торгующих энергетическим углем.

В 2021 году «Сибантрацит» (крупнейший в РФ производитель коксующегося угля) планирует увеличить на 15-20% экспорт в страны АТР и Индийского океана. Около половины экспортных поставок в эти регионы будут отправлены в Китай, 30% в Японию, Южную Корею, Тайвань и другие страны АТР, 20% – в Индию.

В компании «Русский уголь» (производитель энергетического угля) планов не раскрыли, но сказали, что в 2020 г. экспортные отгрузки выросли на 46% по сравнению с 2019 г. до 4,29 млн т. В основном увеличение произошло именно за счет морских отгрузок в Китай, Малайзию, на Тайвань и во Вьетнам, уточнили в компании. В «Сибуглемете» (производитель коксующегося угля, принадлежит ВЭБу) заявили, что до 2025 г. намерены сохранить объемы экспорта в АТР на уровне 3,2–3,4 млн т в год.

По оценкам директора по стратегии СУЭК Владимира Тузова, спрос в Азии в ближайшие годы будет расти на оба вида угля – коксующийся и энергетический (последний по 0,4% ежегодно). Всего же, по его словам, потребление угля в регионе может вырасти с 857 млн т в 2019 г. до 895 млн т в 2030 г., а Россия может к этому сроку удвоить экспорт в АТР при условии дальнейшего развития пропускной способности БАМа и Транссиба.

Другие крупные производители угля на запросы «Ведомостей» не ответили.

Реализация прогноза Минэнерго в значительной степени будет зависеть от темпов восстановления мировой экономики после пандемии, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. При этом и Макаров, и Красноженов считают, что ключевым фактором риска для российских угольщиков остается волатильность мировых цен на их продукцию. По прогнозам Макарова, в ближайшем будущем она сохранится, а средняя стоимость энергетического угля будет выше $50–60 за 1 т.