Минэнерго ожидает роста поставок российского угля в Азию в 1,4 раза
Помешать этим планам может высокая волатильность рынка
Российские угольщики в ближайшие годы будут активно наращивать экспорт продукции за счет Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). К 2025 г., по прогнозам Минэнерго, поставки в АТР увеличатся до 174 млн т – это на 42% больше, чем было экспортировано в 2020 г., сообщили «Ведомостям» в ведомстве.
Наиболее быстрыми темпами – более чем в 2 раза по сравнению с показателями прошлого года – будет расти спрос на уголь в странах Индийского океана (Индии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Таиланде и др.), сообщается в презентации замминистра энергетики Анатолия Яновского (есть у «Ведомостей») к совещанию у вице-премьера Александра Новака по развитию угольной отрасли, состоявшемуся в конце января.
В 2025 г. экспорт российского угля по этому направлению может составить 57,5 млн т против 24,1 млн т по итогам прошлого года. С 2016 по 2020 г. поставки в АТР увеличились более чем на 40%, сообщается в презентации Яновского. В денежном выражении доля АТР в общем экспорте угля, по данным Минэнерго, выросла с 37% в 2011 г. до 58% в 2020 г.
Экспортная выручка от продажи угля составляет около 4% общих поступлений от экспорта товаров. Также уголь – это основной груз ОАО «РЖД» с долей в грузообороте более 40%. В 2019 г. в России, по данным ЦДУ ТЭК, было добыто 338 млн т энергетического угля и 103 млн т угля коксующегося (за прошлый год – 401,4 млн т угля обоих видов).
Потребление энергетического угля в мире неуклонно сокращается на фоне продвигаемой ЕС политики декарбонизации и бурного развития зеленой энергетики. Как писали «Ведомости», в 2019 г. доля угля в глобальном энергобалансе достигла 27% – минимального показателя за последние 16 лет на фоне роста ВИЭ за год на 0,9%.
В этой ситуации Россия делает ставку на развивающиеся страны АТР, где уголь все еще имеет наиболее весомую долю в энергобалансе (около 47%).
Ограничения на вывоз
По словам начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, азиатский рынок сегодня даже на фоне общемировой тенденции к декарбонизации все еще ориентирован на использование угля. Один только Китай, где на уголь по-прежнему приходится около 60% всей генерации, по его словам, потребляет около 4,5 млрд т этого топлива ежегодно. Красноженов добавляет, что в Китае и других странах АТР спрос на уголь в ближайшей перспективе будет расти на фоне введения современных угольных ТЭЦ. «Кроме того, Пекин проводит политику диверсификации поставок угля, после того как в 2019 г. из-за политических разногласий ограничил его ввоз из Австралии. Поэтому заинтересован в российских производителях», – добавляет эксперт.
Красноженов отмечает, что для российских угольщиков при поставках на азиатский рынок из-за длинного транспортного плеча принципиальное значение имеет рентабельность перевозок.
Сейчас цены на энергетический уголь в Азии (FOB Newcastle) держатся на уровне $88 за 1 т и при таких расценках прогноз Минэнерго по наращиванию угольного экспорта реальный и вполне может сбыться, считает Красноженов. «Но в сентябре прошлого года на фоне пандемии коронавируса мы наблюдали рекордное падение – до $48 за 1 т».
А при стоимости $50–60 за 1 т поставлять уголь российским производителям, не имеющим собственных вагонов и портовых мощностей (а таковых большинство), становится просто нерентабельно», – добавляет он. Падение наблюдалось также и по коксующемуся углю, являющемуся сырьем для металлургов: спотовые цены во II квартале падали до $100–120 за 1 т против $150–160 за 1 т в первом. К началу 2021 г. они восстановились до $140 за 1 т. По словам аналитика «Финама» Алексея Калачева, для производителей металлургического угля из-за его более высокой маржинальности ситуация на рынке в целом более комфортная, чем для компаний, торгующих энергетическим углем.
В 2021 году «Сибантрацит» (крупнейший в РФ производитель коксующегося угля) планирует увеличить на 15-20% экспорт в страны АТР и Индийского океана. Около половины экспортных поставок в эти регионы будут отправлены в Китай, 30% в Японию, Южную Корею, Тайвань и другие страны АТР, 20% – в Индию.
В компании «Русский уголь» (производитель энергетического угля) планов не раскрыли, но сказали, что в 2020 г. экспортные отгрузки выросли на 46% по сравнению с 2019 г. до 4,29 млн т. В основном увеличение произошло именно за счет морских отгрузок в Китай, Малайзию, на Тайвань и во Вьетнам, уточнили в компании. В «Сибуглемете» (производитель коксующегося угля, принадлежит ВЭБу) заявили, что до 2025 г. намерены сохранить объемы экспорта в АТР на уровне 3,2–3,4 млн т в год.
По оценкам директора по стратегии СУЭК Владимира Тузова, спрос в Азии в ближайшие годы будет расти на оба вида угля – коксующийся и энергетический (последний по 0,4% ежегодно). Всего же, по его словам, потребление угля в регионе может вырасти с 857 млн т в 2019 г. до 895 млн т в 2030 г., а Россия может к этому сроку удвоить экспорт в АТР при условии дальнейшего развития пропускной способности БАМа и Транссиба.
Другие крупные производители угля на запросы «Ведомостей» не ответили.
Реализация прогноза Минэнерго в значительной степени будет зависеть от темпов восстановления мировой экономики после пандемии, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. При этом и Макаров, и Красноженов считают, что ключевым фактором риска для российских угольщиков остается волатильность мировых цен на их продукцию. По прогнозам Макарова, в ближайшем будущем она сохранится, а средняя стоимость энергетического угля будет выше $50–60 за 1 т.
