«Камаз» начнет локализацию производства автокомпонентов для тягачей

Уровень локализации АКПП на первом этапе будет всего 24%
Основная задача локализации сборки коробок передач – формирование компетенций и освоение технологии/ Игорь Генералов / ТАСС

Сборка 12-ступенчатой автоматической коробки Traxon будет осуществляться на «ЦФ Кама» (Набережные Челны), совместном предприятии «Камаза» и немецкой ZF Friedrichshafen AG. Об этом «Ведомостям» сообщили в Фонде развития промышленности (ФРП). «ЦФ Кама» создано в 2005 г. (немецкой компании принадлежит 51%, «Камазу» – 49%), до сих пор завод выпускал только механические коробки. При этом СП не заключало специнвестконтракт (спик) с Минпромторгом и не брало на себя обязательств по локализации, хотя переговоры об этом продолжаются, сообщил «Ведомостям» источник, знакомый с обсуждением контракта. После подписания спика производитель сможет претендовать на налоговые льготы и промышленные субсидии (на промсубсидии власти выделяют автопрому 200 млрд руб. в год).

Кроме того, «ЦФ Кама» с использованием технологий ZF запустит производство электроусилителей руля Reax и подвески кабины премиальных грузовиков «Камаза» поколения K5. СП получит на эти проекты заем от ФРП в 500 млн руб., сообщил представитель фонда. Общий размер инвестиций в проект составит 1,1 млрд руб.

«Предполагается организовать не только сборку, но и производство комплектующих для АКПП – шестерен и валов», – подтверждает представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Уровень локализации коробки передач на первом этапе составит около 24%. Начало российской сборки Traxon запланировано на январь 2022 г., уточнил он.

«Traxon устанавливаются в первую очередь на магистральные тягачи «Камаз-54901» поколения К5. Сегодня мы закупаем коробку передач у поставщика – ZF, – сообщил Афанасьев. – Продажи машин K5 стартовали весной прошлого года, и их объем в общих продажах пока небольшой. В дальнейшем планируем увеличивать их». Предприятие делает ставку как раз на расширение линейки премиальных грузовиков K5, за счет которых хочет нарастить долю на рынке в России до 51% в 2021 г. с 47,5% в 2020 г.

>70 000

единиц грузовой техники, оборудованной АКПП, будет ежегодно реализовываться в России к 2026 г., прогнозируют в ФРП. Из них 26% – 18 000 единиц – будет с агрегатами АКПП серии Traxon, говорит представитель ФРП. Пока весь рынок новых грузовиков в России составляет 75 000 шт. в год по итогам 2020 г., сообщал «Автостат» 

Traxon российской сборки будут поставлять не только «Камазу», но и минскому СП МАЗа и MAN, «Уралу» (входит в Объединенную машиностроительную группу Дмитрия Стрешнева) и для японских грузовиков Isuzu, собранных в Ульяновске, утверждают в ФРП. Представители «Урала» и Isuzu не смогли оперативно ответить на запрос «Ведомостей».

Производство своей автоматической коробки собиралась локализовать в России компания Volvo Trucks, которая выпускает грузовики Volvo и Renault на заводе в Калуге. Планировалось включить это обязательство в спик компании, который был подписан в 2019 г. Как сообщил «Ведомостям» источник, знакомый с содержанием контракта, это обязательство в документе не прописано, поэтому инвестиции откладываются на неопределенный срок. Источник в Минпромторге подтвердил эту информацию. Представитель Volvo Trucks не прокомментировал локализацию производства АКПП в Калуге.

Как считает эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский, основная задача локализации Traxon – это формирование компетенций и освоение технологии. С другой стороны, предприятие может быть заинтересовано и в снижении себестоимости продукции за счет более дешевого локального компонента.

Независимый автоконсультант Сергей Бургазлиев согласен, что локализация иностранной АКПП в России целесообразна с точки зрения снижения логистических и таможенных затрат. «При этом для производства этого компонента требуется высококачественное литье, которого в России крайне мало. «Камаз» строит завод по литью в Казахстане, т. е. компонент опять же придется ввозить, пусть и из страны ЕАЭС», – говорит эксперт. При этом он сомневается, что Traxon российской сборки будет интересен другим автоконцернам, помимо самого «Камаза»: для «Урала» она будет слишком дорога, «МАЗ-МАN», возможно, будет выгоднее везти этот компонент из Германии, так как глобальный объем заказа коробок МАN у ZF несравнимо больший и цена – при больших объемах – весьма привлекательна. «На Isuzu стоит ZF, но не Traxon», – подчеркивает Бургазлиев.