Минэнерго лоббирует СПГ

Министерство предлагает обнулить ввозные пошлины на оборудование и автотехнику
СПГ – новое направление, под которое только начинается выпуск отечественных машин /«Якутская топливно-энергетическая компания»

Минэнерго предлагает временно обнулить ввозные пошлины на оборудование​ для малых заводов по сжижению природного газа (СПГ) и автотранспорт, работающий на СПГ, рассказал «Ведомостям» источник и подтвердили в министерстве.

По словам источника, Минэнерго предлагает ввести послабления для СПГ-оборудования на 3–4 года, до тех пор пока в стране не будет налажено производство всех необходимых агрегатов. Сегодня российские предприятия уже способны выпускать большую часть техпродукции для СПГ-предприятий, но не всю. К примеру, по мнению министерства, есть смысл отказаться от пошлин на быстроразъемные соединения, трубопроводную арматуру для криогенных сред, магнитные материалы (необходимы для выпуска магнитных подшипников) и проч. Пошлины на разные типы импортного оборудования достигают 15% от его таможенной стоимости.

В России есть все компетенции для организации массового производства таких важных для СПГ-отрасли изделий, как газопоршневые двигатели, абсорбционные холодильные машины или изотермические резервуары для криогенных продуктов, говорят в Минэнерго. Но для того чтобы серийный выпуск стал рентабельным, необходим долгосрочный заказ от отечественных компаний ТЭКа. Так, НПО «Гелиймаш» еще в 2013 г. завершило испытания уникального контейнера-цистерны на 40 куб. м для перевозки жидкого гелия при температуре -269 °C, добавляют в Минэнерго.

Обнуление таможенных пошлин на оборудование для мини-заводов СПГ также лоббирует «Новатэк». В Минпромторге сообщили «Ведомостям», что компания обратилась с такой просьбой и сейчас она рассматривается. В «Новатэке» на уточняющие вопросы не ответили. Но интерес компании к малотоннажному производству очевиден – так, в августе прошлого года она запустила в Магнитогорске мини-завод СПГ мощностью 40 000 т в год.

Предприятие будет снабжать газомоторным топливом транспорт через создаваемую сеть АЗС в Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской областях и Башкирии, пояснял в сентябре «Ведомостям» представитель «Новатэка». Перспективы развития мини-СПГ в компании связывают с обеспечением топливом транспортных коридоров между Санкт-Петербургом, Москвой и Челябинском, а также с развитием проектов автономной газификации (без подключения к магистральным трубопроводам). Важным направлением развития такой газификации является формирование новых центров потребления газа на базе якорных заказчиков: котельные, небольшие промпредприятия, автономные электростанции и т. п., отмечают в Минэнерго.

Минпромторг готов рассмотреть вопрос временного обнуления пошлин на СПГ-оборудование, но лишь на то, что не производится сегодня в России, говорят в ведомстве. Выпуск же ключевых агрегатов уже освоен: «Криогенмаш» (входит в группу ОМЗ) и «Уралкриомаш» («дочка» «Уралвагонзавода») делают емкостное оборудование, «Волгограднефтемаш» и «Промышленные технологии» – теплообменное и сепарационное, НПК «Ленпромавтоматика» и «Раритэк холдинг» – агрегаты для заправочной инфраструктуры, уверяют в министерстве.

Гендиректор ОМЗ Евгений Кислицын сказал, что «Криогенмаш» выпускает оборудование для всей экосистемы СПГ (производство, транспортировка, хранение), включая полуприцепы-цистерны объемом 50 куб. м. «За последнее время заказчикам в России поставлено более 30 резервуаров для хранения СПГ. Из последних новинок – заказчику КриоПАГЗ передан криогенный передвижной автогазозаправщик», – добавил он.

Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова отмечает, что некоторые послабления для не имеющего аналогов в России СПГ-оборудования (отмена таможенных пошлин и НДС) предусмотрены обсуждаемым сейчас проектом генеральной схемы развития газовой отрасли РФ до 2035 г.

В то же время в Энергостратегии РФ до 2035 г. содержится перечень агрегатов, выпуск которых нужно наладить на территории страны (создать свои аналоги либо локализовать импортные). Поэтому прежде чем обнулять пошлины, надо иметь четкое понимание того, какое оборудование еще не производится в России, а также план, каким образом ускорить его локализацию, говорит Белова.

Идею отмены ввозных пошлин на импортную автотехнику в Минпромторге не поддерживают, поскольку в РФ уже выпускают современные модели автобусов и грузовых автомобилей на СПГ, утверждают там. Сжиженный газ в силу технических особенностей используют для тяжелой техники – автобусов и седельных тягачей. Таможенная пошлина на них составляет 5–15%.

По данным Минтранса, сегодня в стране более 2,2 млн автотранспортных средств, приспособленных под использование газомоторного топлива. В группе ГАЗ говорят, что сегодня на рынке газомоторного топлива в России доминирует компримированный, т. е сжатый природный газ. СПГ – новое направление, под которое только начинается выпуск отечественных машин.

Так, входящий в группу ГАЗ Ликинский автобусный завод недавно запустил производство сертифицированных пассажирских СПГ-автобусов, первая партия ЛиАЗ-5292 LNG сейчас отгружается в Челябинск. В прошлом году первый отечественный СПГ-тягач выпустил «Камаз» (там на запрос не ответили). Пока же техника на СПГ в основном импортная – Volvo, Scania, Iveco и других иностранных производителей.

СПГ – более продвинутая технология: 1 л СПГ соответствует 5 куб. м газа, что дает больший эффект на единицу объема бака или баллона, поэтому пробег с полным баком СПГ в 2–2,5 раза больше, чем с газовым баллоном, пояснял ранее «Ведомостям» источник в одном из автоконцернов. По оценкам группы ГАЗ, использование природного газа позволяет снизить топливные затраты на 40–50% по сравнению с бензином и дизелем. Но развитие СПГ-автотранспорта, по словам представителя компании, пока упирается в отсутствие широкой сети криоАЗС (для заправки СПГ).

Предложения Минэнерго по СПГ, по словам источников «Ведомостей», планируется обсудить на президиуме Госсовета по газификации регионов ориентировочно в конце марта (дата не назначена). В Минтрансе сообщили, что инициатива Минэнерго в ведомство не поступала. В Минфине переадресовали вопросы в Минэнерго, в Минэке не ответили.