«Почта России» создает инфраструктуру для интернет-торговли

По мнению экспертов, компания опоздала с этим на 5–6 лет
Неготовность инфраструктуры и неопытность сотрудников могут помешать новому проекту «Почты России» /Григорий Сысоев / РИА Новости

У «Почты России» появился отдельный сервис для интернет-магазинов и частных продавцов – она открывает drop-off пункты, в которых принимаются крупные партии посылок с заказами, в том числе оформленными на маркетплейсах, рассказал «Ведомостям» представитель компании.

Такая схема позволит продавцам напрямую доставлять заказы адресатам, минуя склады маркетплейсов, объясняют в «Почте России»: «Попадая в drop-off пункт, заказ идет в почтовое отделение или к заказчику напрямую через логистическую инфраструктуру «Почты России». Это позволит повысить скорость доставки примерно вдвое: в соседние крупные города – уже на следующий день после сдачи посылок». Раньше из Екатеринбурга в Тюмень или из Новосибирска в Омск посылки доставлялись за два дня, поясняют в компании.

Drop-off офисы создаются на базе логистических центров «Почты России» – к обычным отделениям они не имеют отношения, подчеркивает ее представитель. 56 drop-off пунктов уже начали прием отправлений. Они расположены в городах с населением от 500 000 человек: в Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и др. Сеть таких офисов будет развиваться, для обслуживания работающих с маркетплейсами отправителей «Почта России» расширит складские мощности, пообещал ее представитель.

Инвестиции в проект «Почта России» не раскрывает. Создание drop-off офиса на базе логистического центра может стоить 1,5–2 млн руб., подсчитал собеседник «Ведомостей», знакомый с менеджерами федеральной розничной сети.

По данным Data Insight, объем рынка интернет-торговли в РФ в 2020 г. составил более 2,5 трлн руб. с ростом более 50% в год. Долю логистики в этом обороте можно приблизительно оценить в 7–8%, отметил сооснователь Data Insight Федор Вирин: «При покупке-продаже товаров на маркетплейсах основными логистами будут сами операторы этих маркетплейсов – на них сегодня приходится большинство всех доставок до конечного клиента».

Поэтому Wildberries и Ozon, безусловно, входят в пятерку крупнейших логистических компаний на рынке логистики для интернет-торговли, причем как в сегменте фулфилмента (складские услуги для интернет-торговли), так и в сегменте «последней мили» (доставка до покупателя), рассказывает Вирин: «Другие крупнейшие игроки – это «Почта России», СДЭК, DPD, Pick Point, IML, «Арвато», «Маршрут» – они обеспечивают доставку львиной доли заказов маркетплейсов».

В прошлом году в России было доставлено 700–800 млн посылок из отечественных интернет-магазинов – это примерно на 40% больше, чем годом ранее. В деньгах и штуках 70% приходилось на товары, заказанные через маркетплейсы: Ozon, «Яндекс.Маркет» и проч., рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Исходя из оценок Data Insight и НАДТ рынок логистических услуг для партнеров маркетплейсов в 2020 г. мог составить 80–140 млрд руб., подсчитали «Ведомости».

Как отмечает специалист, знакомый с деятельностью крупнейших игроков логистического рынка, доля «Почты России» в сегменте доставки товаров с маркетплейсов относительно невысока – около 10%: «Ее конкуренты в этой сфере – в первую очередь собственные логистические службы крупнейших торговых площадок». По словам Иванова, сейчас маркетплейсы стремятся доставлять товары в основном собственными силами, с «Почтой России» они сотрудничают в основном там, где у них нет логистических центров.

Новый проект «Почты России» может привести к удвоению ее доли на этом рынке, прогнозирует Иванов: «Почта России» может предложить продавцам гораздо больше пунктов отгрузки заказов, нежели любой из маркетплейсов. Наличие таких пунктов в условно-шаговой доступности, «первой мили», которую «Почта России» может очень широко масштабировать, выглядит привлекательно в глазах интернет-магазинов».

По мнению Иванова, «Почта России» выбрала правильное время, чтобы предложить услуги маркетплейсам и их партнерам: «Сейчас наметился дефицит логистических мощностей торговых площадок, причем именно в плане загрузки в логистическую цепочку заказанных товаров – иногда продавцам приходится подолгу ждать, чтобы отправить посылку».

Человек, знакомый с менеджерами нескольких интернет-магазинов, утверждает, что для того, чтобы сдать заказ в логистический центр того или иного маркетплейса, зачастую приходится ждать неделями. «Проблема есть», – подтвердил сотрудник одной из торговых площадок.

«Почта России» начала заниматься купленными через интернет товарами слишком поздно, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Если бы компания взялась за работу с интернет-магазинами и маркетплейсами 5–6 лет назад, она, возможно, стала бы ключевым игроком в сегменте логистики на этом рынке. Но сейчас, когда крупнейшие игроки уже построили свою инфраструктуру, почта вынуждена выступать в роли догоняющего. Логистические центры маркетплейсов и независимые перевозчики работают достаточно эффективно, а «Почта России» не предлагает ничего радикального нового». 

Состояние инфраструктуры «Почты России» вызывает сомнения в том, что проект будет удачен, считает руководитель Content-Review Сергей Половников: «Во-первых, логистические центры не рассчитаны на прием посылок у частных продавцов и небольших интернет-магазинов, они создавались для обработки огромных объемов корреспонденции. Во-вторых, на сотрудников, которые в лучшем случае получают 20 000 руб., ляжет дополнительная нагрузка – вряд ли это будет способствовать росту производительности труда и развитию конструктивных отношений с клиентами».

За последние годы «Почта России» более или менее смогла наладить процессы по обслуживанию частных лиц – но опыта работы с малым и средним бизнесом у компании недостаточно, продолжает Половников: «Для этого персонал надо переучивать, но переподготовка крайне низко оплачиваемых кадров дело зачастую неблагодарное. Есть риск, что после повышения квалификации эти люди уйдут, к примеру, в СДЭК».