Ил-96-400 не пойдет в серийное производство

Самолет на 400 пассажиров оказался не нужен коммерческим эксплуатантам
На проект Ил-96-400 было потрачено уже более 10 млрд руб. /Владимир Гердо / ТАСС

О том, что пассажирский Ил-96-400 в итоге не пойдет в серийное производство, «Ведомостям» сообщили два сотрудника Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и источник в авиаотрасли. Разработкой и сборкой самолета занимается Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое входит в ОАК.

«От авиакомпаний заказа нет, а с учетом COVID-19 и простоя дальнемагистральных самолетов по всему миру серийного производства Ил-96-400М пока не планируется», — сообщили в аппарате профильного вице-премьера Юрия Борисова. Там уточнили, что будет организовано производство для госзаказчиков. По словам одного из собеседников «Ведомостей» в ОАК, всего будет собрано два самолета, которые поступят в парк специального летного отряда «Россия», который осуществляет перевозки первых лиц государства, в том числе президента России. Представитель «Ростеха» подтвердил, что у производителя «есть понимание» по потенциальным госзаказчикам: «Необходимо учитывать, что это изначально не массовая машина, речь идет о специальном самолете, который будет выпускаться штучными экземплярами», – подчеркнул он.

Тем не менее на старте проекта ОАК планировала поставить гражданским эксплуатантам шесть серийных Ил-96-400, а с учетом опытных образцов всего должно было быть собрано восемь самолетов. Минтранс даже предлагал выделить Государственной транспортной лизинговой компании 7 млрд руб. субсидий на закупку одного модернизированного Ил-96, но Минпромторг в 2020 г. не поддержал эту идею, сославшись на отсутствие интереса к самолету у авиакомпаний, и предложил перенаправить деньги на закупку вертолетов и регионального турбовинтового самолета Ил-114.

Ил-96-400М является глубоко модернизированной версией Ил-96-300 – последнего созданного в СССР дальнемагистрального лайнера. Поставки Ил-96-300 начались в 1993 г., а последним из российских авиакомпаний отказался от их использования «Аэрофлот» – в 2014 г. Сейчас Ил-96-300 поставляется только для нужд летного отряда «Россия». ВАСО занимается разработкой Ил-96-400 по поручению президента с 2016 г. До сих пор не собрано ни одного образца. «В настоящий момент первый опытный образец находится на стадии окончательной сборки. Ко второй половине 2021 г. планируется завершить изготовление самолета, далее начнется его подготовка к первому полету. На 2022–2023 гг. запланированы сертификационные испытания и получение дополнения к сертификату типа», – сообщил представитель ОАК. По его словам, проект необходим для поддержания инженерных компетенций в производстве широкофюзеляжных судов и спецверсий самолетов и комплексов для госавиации.

Ил-96-400М

Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет создается за счет удлинения фюзеляжа Ил-96 и установки более мощных двигателей ПС-90А1 (четыре штуки) взамен ПС-90А, согласно сайту «Ила» (входит в ОАК). Вместимость борта составит до 370–380 пассажиров. В двухклассной компоновке вместимость составит 350 человек, говорилось в материалах Минтранса. Самолет будет иметь взлетную массу 270 т и максимальную дальность полета 8900 км. Еще в 2017 г. Минтранс признал, что самолет будет иметь низкую топливную эффективность, что не позволит ему конкурировать с аналогами иностранного производства.

На проект Ил-96-400 было потрачено уже более 10 млрд руб., цена самолета для потенциальных заказчиков за время работы выросла на 20% – c 7 млрд до 8,5 млрд руб., писали «Ведомости». Удорожание произошло из-за того, что почти все комплектующие для самолета производятся практически в единичном экземпляре, объяснял источник газеты. В результате модель стала сопоставима по цене с иностранными аналогами – Airbus 330-200, Airbus 330-800 neo и Airbus 330-300.

Спрос на широкофюзеляжные модели судов падает во всем мире – его особенно подкосила пандемия коронавируса в 2020 г., в результате которой существенно снизился пассажиропоток, говорит старший эксперт по авиации Bain & Company Сергей Зайцев. «Восстановление трафика на дальнемагистральных линиях и спроса на широкофюзеляжные воздушные суда произойдет на 1–2 года позднее, чем по среднемагистральным линиям. Многие ведущие авиакомпании, такие как Emirates Airlines, Turkish Airlines, Etihad Airways, отказываются от части ранее сформированных заказов на широкофюзеляжные суда, переносят их поставки или договариваются о замене на менее емкие типы – например, меняют Boeing 777 на Вoeing 787», – говорит эксперт.

Ближайшие конкуренты российского самолета – это четырехдвигательные Boeing 747 Jumbo Jet и Airbus 380. Эти суда намного вместительнее Ил-96 и летают почти вдвое дальше. Но даже их производство постепенно сворачивается, а пандемия только подстегнула этот процесс: на смену им приходят более экономичные двухдвигательные суда. Jumbo Jet перестанет выходить в 2022 г., объявлял Boeing. Французский концерн собрал последний экземпляр A380 в 2020 г. В пандемию свой флот Jumbo Jet прекратили эксплуатировать национальный перевозчик Австралии Qantas и British Airways.

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что модернизировать Ил-96 не стоило изначально: обеспечить рентабельную эксплуатацию этого самолета невозможно. «С конца 1980-х гг., когда был спроектирован этот самолет, прошло уже более 30 лет, за это время и наука ушла вперед, и материаловедение, и процессы проектирования самолетов. Но Ил-96 даже тогда не был особенно удачным», – говорит Рыбак. Вместе с тем он указывает, что российские эксплуатанты не планируют отказываться от иностранных широкофюзеляжных моделей. «Аэрофлот» планирует в мае получить свой 21-й Boeing 777, три таких самолета пойдут в парк Red Wings. Кроме того, «Аэрофлот» в мае – июле готовится принять три A350. Первый и пока единственный экземпляр перевозчик получил в феврале прошлого года. Твердый контракт на поставку 22 лайнеров A350 был подписан еще в 2017 г., поставки несколько раз переносились. «Поставки сдвинулись, идут не так быстро, но компания все-таки получает эти самолеты», – заключил Рыбак.