Участок БАМа для РЖД за 3 млрд рублей построят военные

Транспортной монополии не хватает мигрантов на стройке второй ветки магистрали
Работы на БАМ-2 – часть программы модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба
Работы на БАМ-2 – часть программы модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба / Павел Львов / РИА Новости

«Российские железные дороги» заключат с Минобороны РФ контракт на работы по строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2) на перегоне Улак – Февральск в Амурской области. Стоимость работ оценивается в 2,5–3 млрд руб. на 2021–2023 годы. Привлечение военных должно решить проблему дефицита трудовых ресурсов и подрядных организаций, которые сегодня существуют на Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралях, сообщил замглавы РЖД по вопросам строительства Андрей Макаров.

Работы на БАМ-2 – часть программы модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба (они составляют так называемый Восточный полигон). Этот проект рассчитан на 2013–2024 гг. и предполагает увеличение к 2024 г. провозной способности железных дорог в направлении морских портов и погранпереходов Дальнего Востока до 180 млн т с порядка 58 млн т в 2012 г. К 2020 г. в результате уже проведенных работ провозная способность магистралей достигла 144 млн т, но перевезено было всего 110 млн т (рост на 8,6% к 2019 г.).

Железнодорожные войска (ЖДВ) будут одним из подрядчиков «РЖДстроя» («дочка» РЖД). Военным предстоит работа на 19 объектах на участке в 340 км, уточнили в РЖД. У ЖДВ есть собственная техника, а материалами их снабдят подрядчики РЖД, поэтому сумма контракта будет включать только исполнение строительных работ военными. Платежи за выполненные работы пойдут на счет Минобороны в Федеральном казначействе, поясняет Макаров. Работать ЖДВ будут по тем же расценкам, что и гражданские подрядчики, – оплата производится в соответствии со сметой и проектной документацией, уточнил замглавы РЖД.

На работы по строительству и реконструкции Восточного полигона в 2021 г. выделено почти в 2 раза больше средств, чем в 2020-м, а именно 134 млрд руб., говорит Макаров. Чтобы выполнить расширенный план работ, РЖД нужно к лету привлечь на стройку около 15 000 человек, поясняет Макаров. Но компания столкнулась с дефицитом трудовых ресурсов. С марта на объекте находятся уже 4500–5000 человек – это представители не только подрядных организаций, но и подразделений РЖД.

Восточный полигон обойдется дороже

Андрей Макаров – заместитель генерального директора РЖД по строительству: «Стоимость рабочей силы на строительном рынке в период пандемии выросла от 70 до 100%. Это создает проблему. Еще одна проблема – рост цен на металл, в среднем более 30% за несколько месяцев. Медь выросла на 50%. Нельзя допустить галопирующего роста стоимости проекта Восточного полигона потому, что она и так колоссальная – 720 млрд руб. Минстрой и Главгосэкспертиза проверили расчеты и сказали, что если такой тренд продолжится, то уже сейчас 40 млрд к этой сумме потенциально может быть удорожание за счет роста стоимости материалов», – сказал Макаров.

Макаров поясняет, что РЖД привлекает местные подрядные организации и уже проверенных подрядчиков из других регионов, в том числе из Москвы. Но их недостаточно. А новые подрядчики ехать на Дальний Восток и в Сибирь не очень хотят, объясняя это трудностью логистики: стройматериалов на месте нет, их приходится завозить, а условия работы, по сравнению с европейской частью России, тяжелые. По его словам, в 2020 г. компании удалось летом в разгаре работ набрать порядка 10 000 работников – этого было мало.

«В силу ограничений, связанных с пандемией, мы не досчитались порядка 3000–4000 человек из числа зарубежной рабочей силы из Казахстана, Узбекистана, Армении, Китая, которые работают по договорам в подрядных организациях. У нас порядка 20–25% народу всегда были привозные (мигранты. – «Ведомости»). Проблема сохраняется: пик пандемии пройден, но многие границы до сих пор закрыты», – сказал Макаров. Сейчас ведутся переговоры с Арменией и Белоруссией, которые выразили желание приехать на стройку.

Привлечение к работам военных предполагает обоюдную выгоду, говорит Макаров: «Мы получаем конечный продукт и дополнительную производственную силу, а они проводят учения в условиях настоящей полноценной стройки». В Минобороны сообщили, что первый эшелон с военными железнодорожниками уже прибыл на стройку. Это военнослужащие Восточного военного округа, от которого в реконструкции БАМа будет задействовано около 400 человек и 200 единиц техники различного назначения.

ЖДВ работают очень эффективно, отмечает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Когда они не заняты на строительстве по заданиям правительства, они на учениях минимум два раза в год отрабатывают восстановление и прокладку железнодорожных путей, наводку мостов через реки. Опыт у них очень мощный. Это проверенные люди», – сказал он.

Основатель и президент сервиса по поиску работы SuperJob Алексей Захаров, опираясь на личный опыт в армии, не слишком доверяет военным. Он считает, что качество работ будет «отвратительное», а мотивация к работе может быть только у солдат из «бедных деревень». «Я служил в армии – если над солдатом не стоять с дубиной, не будет он ничего строить. У солдата мотивация одна – скорее на дембель. Все, что дембель ускоряет, – мотивация: если построите дорогу – отпустим на два месяца раньше – тогда работают. Если труд военных строителей будет оплачиваться так же, как и труд нелегальных мигрантов или даже легальных, то все равно мотивация солдата ниже», – сказал он «Ведомостям».