Газпромбанк хочет торговать углеродными единицами

В этом есть риск дискриминации независимых участников рынка, предупреждают эксперты
Яков Князев / ТАСС

Газпромбанк готов предоставить свою Электронную торговую площадку (ЭТП ГПБ) в качестве основы для создания биржи для торговли углеродными единицами, т. е. квотами на выбросы парниковых газов. «Почему бы не рассмотреть нашу площадку как платформу по продаже в цифровом формате, например, карбоновых квот? – сказал «Ведомостям» первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов.

Мы уже ведем на эту тему диалог с правительством Сахалинской области и профильными ведомствами». По словам топ-менеджера, платформа Газпромбанка способна обеспечить «весь комплекс услуг, связанный с продажами квот» на выбросы. И добавил, что сейчас банк приглашает заинтересованные компании протестировать ЭТП в качестве ETS-биржи (Emission Trading System, система торговли квотами на выбросы парниковых газов). Однако нормативную базу и требования к продаже квот в России еще предстоит разработать и утвердить, напомнил он.

Министр экономического развития Максим Решетников в середине апреля этого года говорил, что углеродное регулирование в России заработает с 2022 г. Его базовые принципы закрепят в законе «Об ограничении выбросов парниковых газов», который должны внести в Госдуму в ближайшее время.

Предполагается, что крупные предприятия обяжут ежегодно предоставлять контролирующим органам отчетность об объемах выбросов парниковых газов: сначала те, у кого ежегодный объем выбросов составляет более 150 000 т эквивалента СО2 (углекислого газа), а после 2024 г. – более 50 000 т. Позднее выделенные государством квоты на выбросы одно предприятие сможет перепродать другому при необходимости.

Таким образом, более экологичные заводы (производящие мало выбросов CO2) получат возможность зарабатывать на квотах, реализуя их тем предприятиям, на которых выбросы значительно выше установленных ограничений. Другим выходом из ситуации для предприятий-загрязнителей, выбрасывающих большой объем парниковых газов, станет оплата государству сверхнормативных выбросов в виде углеродного налога. Именно такой подход сегодня применяется в Европе (в частности, в Финляндии, Норвегии, Швеции и Швейцарии он превышает $50 за 1 т CO2-эквивалента).

Первым пилотным регионом по введению квот на выбросы углерода и торговле ими станет Сахалинская область. Дорожная карта по проведению в регионе соответствующего эксперимента была утверждена в январе 2021 г. вице-премьером Викторией Абрамченко. Его цель – достижение к 2025 г. углеродной нейтральности, т. е. снижение до нуля разницы между выбросами парниковых газов и их поглощением с учетом возможностей экосистемы региона. Вслед за Сахалином к торговле квотами на выбросы готовы приступить еще два региона – Нижегородская и Калининградская области, об этом в апреле заявляли представители региональных властей.

Трансграничный углеродный налог

«Зеленая сделка» Европы – принятый в конце 2019 г. план по переходу к 2050 г. экономики ЕС к углеродной нейтральности за счет снижения до нуля разницы между выбросами парниковых газов и их поглощением экосистемами. В рамках этого плана ЕС намерен ввести углеродный налог на импортируемую продукцию, ставка которого будет зависеть от объема выбросов углекислого газа (СО2) при ее производстве.
Таким образом европейские чиновники хотят уравнять продукцию, произведенную в ЕС с минимальными выбросами СО2, и продукцию других стран, где используются технологии с высокими выбросами. Еврокомиссия рассчитывает, что налог заработает не позднее 1 ноября 2023 г., хотя его параметры до сих пор не определены даже внутри самого ЕС.

В ряде стран уже давно организована торговля квотами на выбросы парниковых газов, напоминает старший менеджер по оказанию услуг в области устойчивого развития Deloitte в СНГ Мария Спиридонова. По ее словам, всего в мире уже существует порядка 17 систем торговли, часть из них – на электронных торговых площадках. В качестве примера она приводит биржу «Каспий» в Казахстане, на базе которой с 2013 г. осуществляется торговля квотами на выбросы.

Крупнейшей в мире является европейская система торговли квотами на выбросы СО2, объем которой на конец 2020 г., по данным межконтинентальной биржи ICE, оценивался более чем в 50 млрд евро. В прошлом году в среднем цена углеродной единицы (1 т СО2) на разных площадках в мире составляла от 20 до 30 евро. «Каждая страна выбирает свой путь в рамках выполнения задачи по сокращению выбросов. Наиболее эффективными инструментами контроля выбросов являются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы (СТВ)», – говорится в обзоре агентства АКРА от 2020 г. В 25 странах введен углеродный налог, в 38 – СТВ.

Создать в России собственную систему торговли карбоновыми единицами ранее неоднократно призывал совладелец «Лукойла» Леонид Федун, указывая на риски для российской экономики, которые несет планируемое введение в ЕС так называемого трансграничного углеродного регулирования (TCR, система сборов за товары, при выпуске которых в атмосферу выбрасывается большой объем парниковых газов).

Ранее консалтинговая компания BCG оценила потенциальные потери российских экспортеров от возможного введения Евросоюзом трансграничного углеродного сбора в $3–5 млрд в год, а министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов – в сумму более 3 млрд евро. Чтобы избежать этого, говорил Федун, нужно создавать в России специальные карбонопоглощающие системы и свою ETS-биржу.

При этом торговлю квотами на выбросы парниковых газов, по мнению Спиридоновой, целесообразнее организовать на действующей бирже, так как это проще осуществить с технической точки зрения. Учитывая мировую тенденцию и потенциал рынка, создание российской ETS-биржи – положительное решение, добавляет руководитель отдела аналитики BMS Law Firm Алексей Перепелкин.

Однако формат ее создания – вопрос дискуссионный, отмечает он. При создании биржи на базе чьей-то уже работающей площадки есть риск, что определенный пул компаний может получить конкурентное преимущество перед остальными участниками торговли, поясняет он.

Эксперт добавляет, что в России достаточное количество крупных компаний, способных предложить свои торговые площадки в качестве фундамента для ETS-биржи. Отладить работу такой электронной платформы, по оценкам Перепелкина, необходимо к моменту интеграции в мировую систему торговли квотами на выбросы CO, т. е. в течение ближайших 3–5 лет. Сейчас в России аккредитовано восемь электронных торговых площадок. Среди них помимо площадки Газпромбанка «РТС-тендер», Единая электронная торговая площадка, Российский аукционный дом, «Электронные торговые системы», «Сбербанк – автоматизированная система торгов», «ТЭК-торг», Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.